К 70-летию Юрия Владимирова
2 июля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа посвящает очередную передачу великолепному танцовщику, любимому педагогу и творческому наставнику — Юрию Владимирову, который в этом году отметил свое 70-летие…
Юрий Владимиров родился 1 января 1942 года в деревне Костерево Владимирской области. В балет его, как это нередко бывает, привел случай. В 1962 году он окончил Московское хореографическое училище, где его педагогом был замечательный танцовщик Алексей Ермолаев.
Илзе Лиепа: «...Владимиров обожал своего педагога настолько, что, казалось, даже внешне начинал походить на него. Но главное, что он перенял у Ермолаева — это редкую одержимость танцем и особую исполнительскую манеру. В этом было что-то спортивное, провокационное и азартное. Вспомнить хотя бы, как он начинает использовать свой невероятный от природы прыжок. Это был не просто прыжок, про него говорили — „воздушный пилотаж“. Любопытно, что при этом физические данные танцовщика были весьма далеки от классических канонов: Владимиров был невысок ростом, крепко сложен, слегка угловат, ноги были рельефными и мускулистыми. Но в целом можно сказать, что его данные были уникальны, поскольку они заставляли его идти своей дорогой, искать свой путь в балете. Именно таким Владимиров пришел в Большой театр — ни на кого непохожим…»
Параллельно с развитием карьеры в театре Владимиров много участвовал в конкурсах, одерживая победы одну за другой. В 1966 году — I премия Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария). В 1969 году — I премия Всесоюзного конкурса новых хореографических номеров и I премия Международного конкурса артистов балета в Москве. В этом же году он становится редким обладателем Премии Вацлава Нижинского в Париже. Там же вместе с Ниной Сорокиной они получают Золотую звезду «Лучшей балетной паре» на Международном фестивале танца.
В Большом театре у Владимирова был очень интересный, обширный и небанальный репертуар. Артист охотно сотрудничал с молодыми хореографами, активно пробовал свои силы в современных постановках. Среди таких балетов были «Геологи» и «Весна священная» В. Василева и Н. Касаткиной.
Знаменитый балетный критик Б.А. Львов-Анохин так писал о Пастухе Владимирова в «Весне священной»: «Его танец извергается и течет, как раскаленная лава, принимая самые необычные формы. Он танцует не на жизнь, а на смерть — яростно, порой доходя до исступления. Это сражение с возможными и невозможными трудностями, с законом земного притяжения, с мерой человеческих чувств…»
Приход в Большой театр Юрия Григоровича определил новый этап в творческой карьере Юрия Владимирова. В спектаклях Григоровича он станцует Голубую птицу в «Спящей красавице», Щелкунчика, Пастуха в «Спартаке», а спустя год и самого Спартака — и снова самобытно, неповторимо, непревзойденно.
Но главной ролью в сценической жизни танцовщика станет Иван Грозный, поставленный Юрием Григоровичем специально для Владимирова.
Илзе Лиепа: «...Как редко в короткой балетной жизни случается артисту получить и станцевать свою роль. Если перечислять, у кого такие роли были, то список будет не такой уж большой: Анна Павлова — Умирающий лебедь, Уланова — Джульетта, Плисецкая — безусловно, Кармен, Васильев — Спартак, Лиепа — Красс, Максимова — Анюта, а Владимиров — Иван Грозный.
Это был 1975 год, и премьера этого балета стала очень большим событием в истории Большого театра. Не говоря уж о том, что эта роль стала лучшей в карьере Владимирова. Юрию Кузьмичу довелось познать счастье работы с хореографом, когда спектакль ставится исключительно на тебя — это действительно незабываемые минуты!..»
По окончании танцевальной карьеры, Юрий Владимиров на протяжении многих лет работал педагогом-репетитором в Большой театре, где под его руководством выросли такие звезды балета, как Дмитрий Гуданов, Александр Воробьев, Батыр Аннадурдыев, Сергей Доренский, Иван Васильев и многие другие…