Родоначальница танца модерн. Айседора Дункан
2 апреля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Очередной цикл программ Илзе Лиепа посвящает выдающейся американской танцовщице, новатору и реформатору танцевального искусства, основоположнице свободной пластики — Айседоре Дункан…
Илзе Лиепа: «...Говорить об Айседоре Дункан в программе о балете, я считаю, уместным, хотя она и не была классической балериной. Однако ее жизненный путь неимоверно много дал академическому балету и развитию различных жанров искусства вообще.
Имя Асейдоры Дункан поистине легендарно. Наверное, его знают все и во всем мире. Мы, живущие в России, чаще всего ассоциируем его с Сергеем Есениным. Это вполне естественно, потому что это была очень большая и значимая часть ее жизни, и этот период ее жизни нам знаком. Но вся ее жизнь настолько богата событиями, невероятными перипетиями — её романы, фантазии, творчество, новаторство — всего этого так много, что хватило бы на несколько полноценных жизней. Еще там очень много трагедий…
Айседору Дункан много рисовали, лепили — практически все выдающиеся художники её времени. Её портретировал Бакст, лепил Роден, и знаменитый театр на Елисейских полях украшен барельефами, которые изображают танец Асейдоры Дункан. А по силе воздействия на зрителя, пожалуй, её можно сравнить с такими выдающимися балеринами, как Анна Павлова и Майя Плисецкая. И не случайно Морис Бежар в 1976 году поставил для Майи Плисецкой монобалет «Айседора» — грандиозный спектакль, в котором Плисецкая была великолепна. К образу Айседоры обращался и английский хореограф Фредерик Аштон — он поставил свою «Айседору» для английской балерины Линн Сеймур. Не говоря уж о том, что к образу Айседоры Дункан неоднократно обращались многие кинорежиссеры…
<…> Когда я впервые прочитала её автобиографию — по признанию самой Айседры Дункан это была единственная вещь, которую она сделала «исключительно ради денег», — у меня осталось довольно неприятное ощущение. Не только о ней самой, но я как-то сразу и жестко подвела черту, подумав: «Ну, что может быть интересного в этой толстой тетке, которая, не владея никакой техникой, отрицая всякий профессионализм, скакала полуголая по сцене? Быть может, это был просто эпатаж?..» Тогда эту свою мысль я так и оставила без ответа. Но время шло, появлялись какие-то другие книги, меня невольно жизнь ставила перед размышлением на тему этой женщины, и должна сказать, что мое впечатление кардинальным образом изменилось. Сама личность Асейдоры Дункан и ее неоценимый вклад в развитие хореографического искусства — в изменении отношения к хореографии на сцене, отношения к тому, под какую музыку можно и нужно существовать в танце — это, конечно, невероятно, и об этом я сегодня хочу говорить…»