«Пиковая дама»

31 октября 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа рассказывает о своей работе вместе с Николаем Цискаридзе над балетом «Пиковая дама», поставленном в Большом театре великим Роланом Пети в 2001 году…
Илзе Лиепа: «...И вот Ролан Пети — ему 77 лет — он абсолютно жив, искрометен, полон чувства юмора; они перебрасываются шутками с Николаем Цискаридзе на французском, смеются… И в то же время он очень серьезен — он слегка намечает движения, которые предлагает танцовщику, и его тут же подхватывает ассистент — показывает комбинацию уже физически. Пети смотрит — подправляет, правильно ли он угадал его мысль. И самое удивительное — когда вдруг показанная комбинация объединяется с музыкой, ты понимаешь, что она всецело музыкальна. Это было поистине уникально — как он умел чувствовать музыку. Сам Пети говорил, что он никогда не знает, что будет происходить на репетиции — все рождается в атмосфере — сиюминутно…»
Ролан Пети о «Пиковой даме»: «Лет двадцать пять назад Михаил Барышников обратился ко мне с просьбой поставить для него балет на сюжет пушкинской „Пиковой дамы“. Я всегда восхищался этим танцовщиком, одним из лучших в ХХ веке, и потому охотно согласился. Было решено использовать музыку одноименной оперы Чайковского. Я сочинил либретто, и мы приступили к работе. Однако вскоре Барышников заявил мне, что не станет танцевать дуэты со старой графиней, так как, по его мнению, это противоречит русскому первоисточнику. Я попытался разубедить его, показав отрывок из повести Пушкина, где прямо говорится о том, что Германн готов „сделаться ее любовником“, чтоб только узнать тайну трех карт. А раз так, я считал, у меня были все основания поставить дуэт Германна с Графиней. К сожалению, Барышников не согласился, и мне пришлось уступить. Балет утратил новизну решения, став просто иллюстрацией к сюжету. Разумеется, он имел успех: в нем были замечательные декорации, прекрасные костюмы, великолепная музыка, первоклассный исполнитель ведущей партии… Но не было главного — драматургии.
Получив приглашение поставить «Три карты» в Большом, я перечитал пушкинскую повесть и написал новое либретто. В качестве музыкальной основы я вновь решил обратиться к опере, но заменив голоса музыкальными инструментами (ведь голос — тот же инструмент). Однако из этой затеи ничего не вышло: новое либретто никак не ложилось на оперную партитуру. Тогда я взял другую вещь Чайковского — Шестую симфонию, и это оказалось именно тем, что я искал! Музыка идеально совпала с либретто. Для постановки я использовал запись, сделанную Леонардом Бернстайном, так как она длится чуть дольше, чем другие исполнения «Патетической» симфонии. Поменяв местами некоторые части произведения, я не выкинул при этом ни единого такта!
Я очень люблю «Пиковую даму», но у каждого свой Пушкин — он абсолютно интернационален, переведен на многие языки. Я предлагаю вам свою «Пиковую даму». Она напоминает мне корриду, во время которой погибают оба — и бык, и тореадор.
Дуэты Германна с Графиней являются центральными эпизодами моей постановки. Их исполняют замечательные артисты Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе, танец которых рождает удивительный эффект: вам кажется, что сама музыка Чайковского приобретает особую чистоту и пронзительность».

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.