Золотой фонд Русского балета Дягилева. Часть первая
18 апреля 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В студии радио «Орфей» народный артист России, танцовщик, хореограф, продюсер Андрис Лиепа…
Сергей Дягилев и его «Русские сезоны» — особая тема для авторов нынешней программы. Можно с уверенностью сказать, что нет в мире людей, которые знали бы больше о дягилевских шедеврах, чем Илзе Лиепа и ее знаменитый брат.
Детство Илзе и Андриса прошло под эгидой того, что их отец был замечательным коллекционером. У него было очень много книг с аукционов. На этих аукционах распродавались дягилевские раритеты, в частности, эскизы костюмов, сами костюмы, задники из балетов, другие атрибуты труппы. Для своей грандиозной работы по восстановлению дягилевских спектаклей Андрис Лиепа пользуется этой знаменитой библиотекой.
Андрис Лиепа: «Сергей Павлович был удивительным человеком, ему удалось, наверное, невероятное. Он был тем человеком, который организовал огромное количество талантливых людей для того, чтобы создавать шедевры. Причем он настолько верил в то, что каждое его создание будет шедевром, что этим самым огнем он заражал и людей, которые работали с ним.
В первую очередь в Париже была представлена выставка русского портрета, это был 1906 год. Следующий год, 1907-й, был связан с симфонической музыкой — приехали несколько великолепных оркестров и прозвучала музыка Скрябина, Римского-Корсакова и других. 1908-й год засвидетельствовал в Париже русскую оперу, которая стала настоящим открытием для французов. Это был «Борис Годунов» с Шаляпиным в главной роли. Про балет Сергея Павлович думал, но привез его в самую последнюю очередь. Если проследить, то только четвертый «Сезон» 1909 года был связан с балетом. Думаю, что причина этого кроется в том, что Дягилев на самом деле не понимал в чем феномен балета, но, будучи великим антрепренером, у него была совершенно фантастическая чуйка на талантливых людей и на то, как надо представлять спектакли. Пожалуй, 1909-й год стал годом настоящего прорыва для русского балета. На успех Дягилев, конечно, надеялся, но никак не мог предполагать того, что это будет эффект разорвавшейся бомбы. То есть в Париже все зрители, деятели культуры, общественность и высший свет стали заложниками его фантастического действа, которое он устроил в театре Шатле, и успех парижского «Сезона» 1909 года превзошел все ожидания…»
Так что же такого необыкновенного увидели зрители тогда в 1909-м году в Париже, чего не было до сих пор?..