Табула двадцать седьмая. Гений, который вернул миру другого гения
Выпуск 27
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Какая девушка не мечтает хотя бы раз в жизни услышать эти звуки? И сколько мужчин боятся их услышать, даже раз в своей жизни. «Свадебный марш» Мендельсона — классика, которую знают все. Но все ли знают, что автор бессмертного хита открыл миру великое творение Иоганна Себастьяна Баха — «Страсти по Матфею»? Они пылились в архивах почти целый век.
Берлин, 11 марта 1829 года. В новеньком концертном зале местной Певческой академии яблоку негде упасть. Двадцатилетний юноша, внук знаменитого философа и сын банкира, красавец с лицом девушки и глазами рыси, представляет забытый шедевр — ораторию Баха «Страсти по Матфею». Ещё накануне все говорят о провале: композитор малоизвестный, сочинение труднейшее, опыта у юного маэстро никакого. Эти прогнозы не оправдались, хотя и особого успеха тоже не было. Триумфальным станет второе представление. Уже через год опубликуют авторскую партитуру, она разойдётся огромными тиражами, оратория будет звучать по всем германским княжествам, а потом и по всему миру. Слёзы Петра в его знаменитой арии не оставят равнодушным никого.

Мендельсон на свои деньги поставит Баху памятник в Лейпциге, и там же в начале 40-х исполнит новую редакцию «Страстей…». Начнётся вторая жизнь этого грандиозного сочинения, а вместе с ней и вторая жизнь Баха. Но это не значит, что имя композитора стало открытием для немецких меломанов. Клавирную музыку Баха весьма успешно играла двоюродная бабушка Мендельсона: отличная пианистка, богатая светская дама, красавица и меценат. Ученица старшего сына Иоганна Себастьяна держала лучший салон в Берлине и «баловала» аристократов прелюдиями и фугами Баха-отца.
Его псалмы, обработки хоралов и кантаты звучали в лютеранских храмах. Хоровые сочинения — в концертах Певческой академии. Её создадут в столице Пруссии специально для этого, и отец Мендельсона станет активным участником. Именно он купит на аукционе баховский архив и передаст его Певческой академии. В этом архиве окажется партитура «Страстей…». Как она попала к Мендельсону — дело тёмное: то ли родная бабушка подарила, то ли двоюродная, а, может, сам нашёл случайно в архиве академии. Главное, что в этой истории сложились все пазлы, и Мендельсон «встретился» с Бахом.
«Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеётся над дедушками и восхищается прадедами», — эта формула Сомерсета Моэма идеально сработала в отношении Иоганна Себастьяна. Поколения правнуков и праправнуков подняли великого кантора на такую высоту, с которой он до сих пор смотрит на всех остальных. Одним из энтузиастов был Феликс Мендельсон-Бартольди — гений, который вернул миру другого гения и его «Страсти по Матфею».