Волшебный гобой России
Звук его гобоя называют волшебным, и он действительно магически воздействует на слушателей и в записи, и в живом звучании.
Он внес огромный вклад в развитие искусства игры на гобое в нашей стране, впервые познакомив отечественных слушателей с малоизвестными творениями композиторов эпохи барокко и музыкальными новинками современных авторов. Многолетний соратник знаменитого дирижера Рудольфа Баршая, основателя первого в СССР Московского камерного оркестра, он вместе с ним прокладывал на советской сцене дорогу новому типу звучания, сочетавшему в себе сольные и ансамблевые черты исполнения. Звук его деревянного духового инструмента в полной мере соответствовал такому виду музицирования, выделяясь на общем фоне красочно-переливчатым, насыщенным и ярким тембром, и в то же время идеально сливаясь с голосами остальных партнеров.
Музыканты объехали полмира, вызывая восторг у публики разных стран и континентов, везде демонстрируя высочайший уровень молодой советской школы камерного исполнительства. И даже после эмиграции, а затем и кончины своего старшего коллеги, Непало продолжает его дело не только в их первом совместном коллективе — ныне Государственном академическом камерном оркестре России, но и в своем собственном, созданном в 1995 году и получившем звонкое и выразительное название «Экселенте», то есть превосходный, отличный, великолепный. Однако пути двух музыкантов пересеклись не сразу.
В то время, когда дебютировал оркестр Баршая, — а это произошло 5 марта 1956 года, — Непало, тогда еще студент Гнесинского института в классе известного профессора Пушечникова, уже играл в оркестре Всесоюзного радио, а также сотрудничал с другими музыкальными коллективами. Но большой интерес к старинной музыке, проявленный им еще в студенческие годы, приводит его в Московский камерный оркестр, где он становится солистом и окунается в безбрежный мир эпохи барокко. Здесь он впервые исполняет произведения Баха, Генделя, Перселла, Альбинони и других мастеров прошлого, которые практически не звучали на нашей сцене, а также обращается к творчеству современных композиторов, специально пишущих для него.
Наибольшую известность получил гобойный концерт Левитина, вошедший потом в репертуар многих исполнителей. Музыканту также довелось выступать на лучших зарубежных площадках, от американского «Карнеги-холла» до австрийского «Музикферайна», и играть со многими звездами классического искусства. Так, в Нью-Йорке он покорил публику в дуэте с Давидом Ойстрахом, а в Большом зале Московской консерватории был партнером легендарного Иегуди Менухина. Незадолго до эмиграции Баршая Непало записывает с его женой, пианисткой Еленой Расковой гобойные сонаты Лойе и Вивальди, а после отъезда Баршая за границу одно время даже руководит оркестром и много лет является его директором.
Фирма «Мелодия» выпустила несколько пластинок, демонстрирующих высочайшее мастерство и солиста, и коллектива. В 1989 году они были изданы в виде двойного альбома под названием «Волшебный гобой», которое прочно закрепилось за исполнителем. Вскоре Евгений Михайлович создает и свой собственный камерный оркестр «Экселенте», отметивший уже четвертьвековой юбилей. Непало продолжает традиции, заложенные его кумиром и наставником Баршаем: обращается к малоизвестным сочинениям композиторов разных эпох, стремится к полной синхронности игры всех исполнителей, к качественному и красивому звучанию.
С 1963 года Непало много сил и времени отдает преподаванию в своей Гнесинской альма-матер, где ведет классы гобоя и камерного ансамбля. За полвека педагогической работы им подготовлено свыше сотни учеников, которых сегодня можно услышать почти в любом оркестре страны. Семейную линию артиста продолжает его внучка скрипачка Мария Лазарева, дебютировавшая на концертной эстраде вместе с оркестром своего деда в 1995 году.
Текст — Анатолий Лысенков