Сэр Малкольм Сарджент: «главный „сержант“ английской музыки»
Его фамилия действительно переводится как «сержант», но по своему месту в британской музыке он мог бы носить и более высокое звание — капитана, майора или даже генерала — настолько велика его роль в становлении и расцвете современной национальной исполнительской и композиторской школы.
Первая половина ХХ века — время бурного развития английской музыки. В период между двумя мировыми войнами в стране, как грибы после дождя, появляются многочисленные оркестровые, хоровые и оперные коллективы, выдвигаются крупные авторы и исполнители, составляющие достойную конкуренцию музыкантам с континента — немцам, французам, русским, итальянцам. Британия, словно наверстывая свое многовековое отставание от Европы, стремится вновь встать с ней вровень в музыкальном искусстве, как это было во времена Перселла. Среди ярких представителей этой своеобразной «эпохи возрождения» находится целая плеяда таких крупных маэстро, как Вуд, Бичем, Боулт, Барбиролли, и их собратьев по музыкальному цеху, композиторов, также часто стоявших за дирижерским пультом — Типпет, Элгар, Бриттен, Воан-Уильямс. Интересно, что все названные здесь коллеги Сарджента, как и он сам, возведены в рыцарское звание — столь огромное значение придает их деятельности государство. Ну, а эстафету своего высокого мастерства они с успехом передали следующим поколениям британских дирижеров, среди которых тоже немало «сэров» — Рэттл, Дэвис, Шолти, Марринер, Гардинер и т. д.
Сарджент не получил, строго говоря, настоящего дирижерского образования. Он с детства поет в церковном хоре, а потом сам же аккомпанирует ему на органе, окончив в Лондоне Королевский колледж органистов. Работая, таким образом, преимущественно с полулюбительскими хоровыми коллективами и оркестрами, он, по сути, самоучкой осваивает руководство большими массами исполнителей. И лишь в 1921 году его случайно замечает маэстро Генри Вуд, возглавлявший тогда знаменитые Променадные концерты в столичном Альберт-холле, и приглашает туда 26-летнего провинциала. Так начинается его стремительная карьера дирижера. Он работает со всевозможными театральными труппами, от «Русского балета» Дягилева до оперной компании «Д’Ойли Карт» и «Ковент-Гардена», а также с различными симфоническими оркестрами, многие из которых создает сам, в частности Лейстерский и Лондонский филармонический. С 1928 года Сарджент встает во главе Королевского хорового общества и руководит им почти 40 лет, вплоть до собственной смерти. А после ухода своего старшего друга и наставника Вуда берет на себя руководство Лондонскими «Промс», и тоже возглавляет их до своих последних дней. Его фигура пользуется огромным авторитетом и влиянием в музыкальном мире. Он много гастролирует по Европе, Америке, Австралии, дважды посещает СССР. Вместе с ним охотно выступают мировые звезды Шнабель, Пятигорский, Хейфец, Менухин и советские музыканты Ойстрах, Гилельс, Оборин, Ростропович. В репертуаре дирижера почти вся музыкальная классика, от Баха и Моцарта до Сибелиуса и Шостаковича. Но своей главной задачей он считает пропаганду творчества композиторов Англии и запись их произведений на пластинки. Это — кроме названных выше — также Таллис, Уолтон, Блисс, Делиус и другие. А любимую всеми англичанами ораторию «Мессия» Генделя Сарджент выпускает в 4-х аудиовариантах!
Дирижер упорно работает до своего последнего часа, несмотря на тяжелую болезнь — рак поджелудочной железы, которая и свела его в могилу. Но буквально за 2 недели до смерти он все-таки вышел на сцену фестиваля «Промс», чтобы навсегда попрощаться со своими поклонниками. На его отпевании в Вестминстерском аббатстве присутствовало около 3 тысяч человек, включая членов королевской семьи, там же играл оркестр Би-Би-Си под управлением преемника маэстро — Колина Дэвиса. Сам он похоронен в Стэмфорде — городе, в котором учился. Его имя носят местная начальная школа и Детский благотворительный фонд Великобритании по борьбе с лейкемией.
Текст — Анатолий Лысенков.