
Иван Всеволодович Шпиллер прожил жизнь, достойную романа — от русской эмиграции в Болгарии до триумфа в сибирской глубинке. Сын белого офицера и православного священника Всеволода Шпиллера, он вернулся на родину лишь в 15 лет, но сумел стать одним из самых необычных дирижёров советской эпохи.
Поступив в Московскую консерваторию, Шпиллер стал последним учеником легендарного Александра Гаука, переняв у маэстро безупречное чувство формы. «Он учил нас читать партитуру как поэтический текст», — вспоминал позже Шпиллер. Эти уроки дополнили занятия с Мравинским и Светлановым, создав уникальный синтез школ.
1978 год стал поворотным — Шпиллер возглавил Красноярский симфонический оркестр. За 25 лет он превратил провинциальный коллектив в явление музыкальной жизни: ввёл систему «открытых репетиций» для публики, создал цикл просветительских концертов для молодёжи, записал эталонные интерпретации русской музыки. Особое место в наследии Шпиллера занимает полная запись оркестровых сочинений Лядова — работа, потребовавшая десятилетнего исследования архивов.
Параллельно Шпиллер работал в кинематографе, озвучив более 160 фильмов — от «Калины красной» до комедий Гайдая. «В киномузыке надо быть и художником, и ремесленником», — говорил дирижёр, считая эту работу школой оркестрового мастерства.
Сегодня имя Ивана Шпиллера носит малый зал Красноярской филармонии, а ученики продолжают его дело по всей России.