«Скрипачка, блондинка, муза»
Вообще-то она натуральная шатенка, но весь мир знает её златоволосой. Еще она — муза для многих музыкантов и композиторов, один из которых — её супруг.
Она, как и многие ее ровесники, прошла через все музыкальные веяния второй половины прошлого века — от классики и авангарда до рока и архаики. В итоге смелых экспериментов с различными, полузапрещенными тогда формами и приемами музицирования она оказалась на несколько лет «невыездной», фактически — внутренней диссиденткой, но, тем не менее, нашла способы выживания в сложных условиях советского застоя, сохранила и преумножила свой яркий исполнительский и организационный дар, полностью раскрыв его уже в наше нынешнее время. И сегодня артистка ведет активную концертную деятельность, пропагандируя лучшие достижения мирового музыкального искусства, начиная от образцов раннего барокко и кончая новейшими сочинениями современных авторов, в первую очередь — своего мужа, композитора и философа Владимира Мартынова. Также ее верными соратниками и помощниками являются два созданных ею музыкальных детища — ансамбли «Академия старинной музыки» и «Опус пост».
Татьяна родом из Харькова, где с 6-ти лет училась в средней специальной музыкальной школе, которую закончили также пианист Крайнев, дирижер Скрипка, композитор Десятников и другие известные музыканты. Свое образование девушка продолжает в Ленинграде, а затем переходит в московскую ЦМШ к знаменитому профессору Янкелевичу, у которого занимается и в столичной консерватории. Еще будучи студенткой, Гринденко добивается больших успехов — побеждает на молодежном конкурсе в Софии и имени Венявского в Познани, а на конкурсе Чайковского в Москве занимает 4-е место и вскоре выходит замуж за победителя этого соревнования, Гидона Кремера. Правда, их ранний брак продлился недолго и вскоре пути обоих разошлись, но теплые отношения между ними сохранились. Далее Татьяна, став солисткой Москонцерта, осваивает новые горизонты — играет на электроскрипке в одной из первых рок-групп страны «Бумеранг», где знакомится с композитором Владимиром Мартыновым, игравшим там же на клавишных инструментах. С тех пор музыканты неразлучны и в творческой, и в семейной жизни, а также создают собственную группу «Форпост». Правда, вскоре оба коллектива ликвидируются, а их участники попадают в разряд «нежелательных» элементов.
Спасением для них становится обращение к церковной и старинной музыке. Сначала они оба работают регентами в храме, затем Владимир начинает изучать искусство Средневековья и Возрождения, используя его принципы в собственном творчестве, а Татьяна создает «Академию старинной музыки» — один из пионеров исторического исполнительства на аутентичных инструментах в нашей стране. Ансамбль быстро приобретает известность на родине и за рубежом, входит в состав Московской филармонии. В его репертуаре не только произведения композиторов XIII–XVIII веков, но и наших современников, написанные специально для него и его солистки, в том числе самим Мартыновым. Но вскоре ей этого становится мало, и она создает еще один коллектив «Опус пост», специально предназначенный для исполнения мартыновской музыки. Эти представления вызывают огромный интерес публики, совмещая в себе элементы традиционного концерта, перформанса и ритуально — сакрального действа. Среди них наиболее известны «Ночь в Галиции», «Русско-немецкий реквием», «Игры ангелов и людей», «Дети выдры» и другие проекты, в постановке которых часто задействованы видные режиссеры (Васильев, Любимов), видео-художники, поэты… Оба ансамбля с успехом гастролируют по всему миру, принимают участие в крупных международных фестивалях, записывают аудио- и видеодиски. А сама их основательница и ее супруг представляют собой красивую отечественную семейную пару, продолжающую линию их знаменитых старших коллег: Вишневской-Ростроповича и Щедрина-Плисецкой. Правда, как и у последних, у них нет собственных детей, но зато два их совместных музыкальных детища регулярно дарят людям радость общения с ярким и неповторимым композиторским и исполнительским искусством.
Текст — Анатолий Лысенков.