Виолончелист Даниил Шафран: большой мастер малых форм
В начале 50-х годов попасть в Малый зал Ленинградской филармонии было крайне трудно, если в афише значилось имя мировой знаменитости -молодого виолончелиста Даниила Шафрана. Оставшиеся за порогом томились в ожидании его выступлений в Большом зале. Но там их кумир давал программы крайне редко. Шафран, с его рафинированной техникой и интровертным строем мыслей, предпочтительнее звучал в акустике бывшего дворянского особняка.
В Ленинградской, а потом Петербургской филармонии Даниил Шафран выступал 60 с лишним лет своей концертной деятельности. Здесь он чувствовал себя по-семейному комфортно, ведь его отец, также виолончелист, долгие годы играл в городе на Неве в легендарном оркестре филармонии. Вместе отец и сын выступили в середине 30-х, когда худенький мальчик-дебютант по-взрослому уверенно исполнил «Вариации на тему рококо» Чайковского.
Серьёзность намерений привели Даниила к победе на крупном музыкальном состязании: Шафран стал лучшим на Первом Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов. В смотре он, по большому счёту, участвовал по блату — в свои 14 лет Даня не проходил отбор по возрасту. Комиссия не смогла отказать талантливому подопечному Александра Штримера — легендарного профессора Ленинградской консерватории. Они были вместе более 10 лет. Время, когда ученик сверял свои «музыкальные часы» по наставлениям учителя. Но потом Даниил перебирается в Москву и становится солистом столичной филармонии. В бюрократическом понимании — карьерное повышение, в личностном — потеря флагманского ориентира в лице безальтернативного педагога, который знал секрет идеальной игры, меняющей привычные представления о возможности виолончельного звука.
Её Даниил продемонстрировал в середине прошлого века в Праге, победив на Конкурсе имени Вихана. В финале он исполнил «Вариации на тему рококо», удивив жюри классически изысканной подачей хрестоматийного сочинения виолончельного репертуара. Он невелик по сравнению со скрипичным и тем более фортепианным, поэтому выделиться на фоне многочисленных коллег-виртуозов непросто. Шафран обращается к обработкам. Его версия Марша из оперы «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева за неполные полторы минуты приводила публику в культурный шок.
Виолончелиста называли королём камерных форм. Он любил сольные программы и часто менял свои интерпретации во время концерта. Кошмар для аккомпаниаторов превращался в несомненную роскошь для публики — видеть и слышать неповторимого и единственного в своем роде Даниила Шафрана.