Дирижёр Ханс Кнаппертсбуш и его эталонный Вагнер
Немецкого дирижёра Ханса Кнаппертсбуша называют музыкантом-философом первой половины 20 века. В юности в университете он изучал труды Канта и Гегеля, а в свободное время слушал оперы Вагнера. Дирижирование стало делом всей жизни после знакомства с сыном любимого композитора. Встреча произошла на Байройтском фестивале: 20-ти летний Ханс стал ассистентом руководителя оркестра. Внушительная фигура Кнаппертсбуша соответствовала его огромному таланту.
В начале 20- х годов Кнаппертсбуш возглавил Мюнхенскую оперу, став самым молодым руководителем старейшего театра Европы. Ему чуть за 30-ть, но его авторитет необычайно высок. Он уже блестящий интерпретатор Бетховена, Брамса, а также Брукнера и Рихарда Штрауса. Ему нет равных в исполнении Вагнера. Маэстро пропагандирует творчество великих соотечественников за пределами Германии. Но гастролировать вне немецкоязычной части Старого Света Кнаппертсбуш не любит.
Исключение дирижёр делает лишь для СССР. Начиная с середины 20-х годов музыкант четыре раза приезжает на концерты с оркестром Ленинградской филармонии. В общей сложности маэстро представит около тридцати программ. Произведения Чайковского занимают в них почётное место. Кнаппертсбуш продирижирует несколько раз Пятой и Шестой симфониями Петра Ильича. Публика также услышала увертюру «Ромео и Джульетта» и Первый фортепианный концерт, в котором солирует Генрих Нейгауз. Заключительный вечер всей гастрольной серии маэстро посвятит музыке Вагнера.
И хотя этот композитор был культовым автором не только для Кнаппертсбуша, но и в Третьем рейхе, с новой властью отношения у дирижера не сложились. Кнаппертсбуш отказался вступать в нацистскую партию. Ему запретили профессиональную деятельность в Баварии. Дальней поездке за океан по примеру многих своих коллег он предпочёл работу в соседней Австрии.
Возвращение в Германию в начале 50-х было стало триумфальным. Кнаппертсбуш выступил на первом послевоенном Вагнеровском фестивале. В Байройте маэстро даст всего около ста концертов, и почти в половине из них продирижирует любимым «Парсифалем».