Италия известна, прежде всего, своими великолепными оперными музыкантами — композиторами, певцами, дирижерами. Но в ней были и другие знаменитые исполнители, в том числе и пианисты, такие, как Альдо Чикколини.
Он родился в Неаполе, одном из самых музыкальных городов не только Италии, но и всей Европы, однако большую часть, почти ¾, своей жизни провел в соседней Франции, как и многие его соотечественники-музыканты — Люлли, Паганини, Россини… Конечно, их всех манил, в первую очередь, Париж — центр европейского и мирового искусства, но у каждого из них были и свои особые причины. Для Чикколини таким стимулом стала победа на парижском конкурсе Лонг — Тибо, куда он попал буквально в последний момент, и с тех пор навсегда связал себя с французской столицей.
А до этого Альдо учится у себя на родине в Неаполитанской консерватории, куда его отдал отец, выходец из знатного, но обедневшего дворянского рода Мачерата, работавший простым печатником в типографии и, как почти все итальянцы, очень любивший музыку. Чтобы приняли его 9-летнего сына, потребовалось особое разрешение консерваторского директора Франческо Чилеа, автора знаменитой веристской оперы «Адриена Лекуврер». Мальчик получает там отличное образование как пианист и композитор, но отдает предпочтение инструменту. На выпускном экзамене в 1940 году он блестяще исполняет 3-й фортепианный концерт Рахманинова и начинает свою сольную карьеру в различных городах страны. Разразившаяся мировая война вынуждает его чаще играть в барах и ресторанах, чем в театрах и концертных залах, но это лишь закаляет и оттачивает его мастерство. В 1949 году музыкант случайно узнает о проведении в Париже уже третьего по счету конкурса, основанного 6 лет назад Маргаритой Лонг и Жаком Тибо, и срочно отправляется во Францию, где делит первое место с болгарином Янковым. Для своего финального выступления он выбирает знаменитый 1-й концерт Чайковского и получает самую высокую оценку жюри.
Победа открывает 24-летнему юноше путь на широкую концертную эстраду, позволяя гастролировать по всей Европе и даже за океаном, но он не спешит сразу завоевывать публику, а продолжает совершенствоваться у лучших парижских педагогов, включая саму Лонг и ее коллегу Альфреда Корто. Столица Франции становится отныне второй родиной молодого итальянца, согласно поговорке «Париж стоит мессы», в данном случае — фортепианной. Постепенно формируется творческий стиль Чикколини, который некоторые критики называют «средиземноморским». Для него характерны ясность и открытость исполнительского замысла, особая приподнятость и теплота звучания инструмента, несущие светлое и оптимистичное восприятия мира. Именно такие «галльские» черты свойственны большинству произведений французских композиторов, часто опирающихся на конкретные образы, жанрово-бытовые и народно-музыкальные истоки, не стремясь при этом к художественной переусложненности и рефлексии, которые преобладают, скажем, в немецкой музыке. Пианист постоянно обращается к сочинениям композиторов своей любимой Франции — не только Шопена, Сен-Санса, Равеля и Дебюсси, но и менее известных — Сати, Шабрие, Кастильона. Он открывает публике и совсем забытые фортепианные опусы таких оперных мастеров, как Бизе и Массне. Кроме того, в его репертуаре есть и классико-романтические творения Бетховена, Шумана, Листа, а также композиторов России, Испании, Чехии и других стран. Помимо сольных выступлений, он сотрудничает с певцами Геддой и Шварцкопф, скрипачом Тибо, со многими знаменитыми оркестрами и дирижерами.
В 1969 году Чикколини становится гражданином Франции, преподает в Парижской консерватории, воспитав там десятки талантливых учеников — Тибоде, Ангелича, Луизи и т. д. Его творческая активность с годами не спадает. Он даже в преклонном возрасте, разменяв 9-й десяток, дает около 20 концертов за месяц, что является весьма большой нагрузкой для любого исполнителя. В 2008 году, например, 83-летний маэстро играет в зале «Плейель» программу из трех фортепианных концертов — Шумана, Пуленка и Сен-Санса, такое по силам далеко не всем, даже более молодым виртуозам. Музыкант-долгожитель, он застал эпоху видеозаписи, успев оставить не только более сотни аудиодисков, но и десятки DVD, что мало кому удалось из его поколения. Пианист награжден французской премий «Золотой диапазон», считающейся музыкальным эквивалентом Нобелевской, итальянской «Жизнь в музыке» и международной «ICMA». Эту же награду тогда получил и видеодиск с записью оперы «Адриена Лекуврер» композитора Чилеа, с легкой руки которого и началась когда-то артистическая карьера Чикколини. Он умер всего за полгода до своего 90-летия в живописном парижском пригороде Аньер-сюр-Сен, запечатленном на картинах любимых им французских импрессионистов — Моне, Ренуара и Ван Гога.
Текст — Анатолий Лысенков.