Бразилия – сама по себе страна экзотичная, но имена бразильских композиторов уже не звучат для нас уж очень экзотично. Бразильскую музыку у нас играют. Бразильские музыканты к нам приезжают. Тем не менее, имя Вила-Лобоса остается на недосягаемой высоте.
Эйтор Вила-Лобос - композитор чудесный, волшебный. Почему его сочинения не звучат в эфире наших радиостанций с такой же регулярностью, как, к примеру, сочинения аргентинца Пьяццолы, остается только гадать. Между тем, лет 8 назад на радио «Орфей» прошел цикл, посвященный гитарному творчеству Э.Вила-Лобоса. Большая часть сочинений в этих программах звучала в исполнении бразильского гитариста Фабио Занона.
Эйтор Вила-Лобос обучался игре на виолончели и кларнете, играл также на фортепиано и гитаре. С юношеских лет выступал в небольших уличных ансамблях «шоро», общался с народными музыкантами. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции в 1904-1905 и 1910-1912 годы.
В 1907 брал уроки у композитора у Ф. Брага, который познакомил его с музыкой Вагнера, Пуччини, Массне, д’Энди. Знаменательными стали встречи молодого бразильца с Д.Мийо и Артуром Рубинштейном, которые впервые по-настоящему открыли для Вила-Лобоса музыку Дебюсси.
Получив правительственную стипендию, в 1923 году Вила-Лобос поехал в Париж, где общался с Равелем, де Фальей, д’Энди, А.Сеговия и другими выдающимися музыкантами. В 1924 состоялся первый большой концерт из произведений композитора, привлекший внимание парижского музыкального мира. В 1927 его услышал Прокофьев, который был поражен первозданной силой таланта бразильского композитора. «Нас двое варваров в Париже, - писал композитор, – я и Вила Лобос».
В 1931 году Вила-Лобос возвратился в Бразилию и сразу же активно включился в музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в шестидесяти шести городах почти всех ее провинций. По поручению правительства, занимаясь организацией единой системы музыкального образования в стране, композитор создал Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, ввел музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение – основа музыкального образования. Появилось его учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора». По инициативе Вила-Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до конца жизни. Пропагандируя бразильскую музыку, композитор выступал также как дирижер на родине, в странах Южной и Северной Америки, в Европе.