В жизни и творчестве дирижёра Рудольфа Кемпе не было ничего сенсационного и неожиданного, что не помешало уроженцу небольшого городка Нидерпойриц войти в историю в ранге выдающегося исполнителя произведений Вагнера и Рихарда Штрауса.
Кемпе родился в семье, далёкой от искусства. Однако у мальчика рано проявились музыкальные способности и уже с шести лет он играл на фортепиано, позднее взял в руки скрипку.
Закончив в 20- е годы учебу в оркестровой школе при знаменитой Дрезденской Штаатскапелле — старейшем симфоническом оркестре мира, — он служит первым гобоистом в прославленном лейпцигском Гевандхаусе, где играет под руководством крупнейших дирижеров того времени — Бичема, Вальтера, Шюрихта, Буша и Штрауса, и одновременно берёт у них мастер-классы. И как только появляется шанс, преодолевая врождённую стеснительность, сам встает за дирижёрский пульт, оставаясь по сути самоучкой в этой профессии. Прекрасно зная ее изнутри, Кемпе отлично понимает и чувствует возможности каждого оркестранта и коллектива в целом, умеет создать им благоприятную обстановку для получения наилучшего звучания и эффективного результата.
Все эти качества он полностью проявляет уже в послевоенные годы в оперных театрах Веймара, Мюнхена, Вены, лондонском Ковент-Гардене, нью-йорской Метрополитен. Кстати, Кемпе — первый из европейских дирижеров, кто выступил в Америке после разгрома фашизма. Его приглашают и на крупнейшие музыкальные фестивали в Зальцбурге, Байройте, Бредфорде. Главное место в его репертуаре занимают произведения Вагнера, Рихарда Штрауса, Вебера, Лорцинга и других немецких композиторов, многие из которых записаны на пластинки. Безоговорочным признанием искусства дирижера становится руководство им такими известными коллективами, как Лондонский филармонический, цюрихский Тонхалле и оркестр Мюнхенской филармонии. С баварскими музыкантами он делает первую в мире квадрофоническую запись всех симфоний Бетховена. Тем не менее, маэстро не забывает и о родине — несколько лет возглавляет свою альма-матер, Саксонскую капеллу Дрездена, который входит в состав ГДР, регулярно дирижирует спектаклями дрезденской Земпер-оперы, сильно пострадавшей от военных бомбардировок. Причем коммунистическое руководство Восточной Германии охотно идет навстречу музыканту и дает ему разрешение на гастроли в страны Запада, в том числе и в ФРГ.
Последним значительным шагом в его карьере оказалось приглашение на должность главного дирижёра Симфонического оркестра Би-Би-Си, поступившее из Англии осенью 1975 года. Маэстро с энтузиазмом принялся к подготовке открытия «Променадного фестиваля», который должен был начаться в Лондоне следующим летом исполнением бетховенской «Торжественной мессы», но эти планы прервала его преждевременная смерть. Он вскоре скончался, всего месяца не дожив до своего 66-летия. Маэстро похоронили на Богенхаузенское кладбище в Мюнхене, рядом со своим коллегой, дирижером Хансом Кнаппертсбушем и звездой немецкого кино Райнером Фасбиндером. В обеих столицах — Баварии и Великобритании с 80-х годов прошлого века действует «Общество Рудольфа Кемпе», призванное помочь раскрытию и продвижению молодых музыкальных талантов.
Текст — Анатолий Лысеков.