Ее имя означает «цветная, цветущая» и происходит от названия города Флоренция — крупнейшего исторического и культурного центра Италии. Сама же она родом из Пьемонта, где окончила консерваторию в Турине — столице этого северо-западного региона страны, а прославилась как солистка знаменитого оперного театра Ла Скала, расположенного в еще одном крупном городе ее родины — Милане.
Она занимает почетное место среди оперных примадонн своей страны середины прошлого — начала нынешнего веков, таких как Скотто, Тебальди, Френи, Ричарелли. Ей также посчастливилось выступать вместе с великой Каллас, сотрудничать с легендарным Дзеффирелли, дружить с нашей Образцовой. И сегодня она несет в себе живую память об этих и многих других знаменитых музыкантах и артистах, которой с удовольствием делится с нынешним поколением слушателей.
Фьоренца родилась в маленьком городке Крешентино на северо-западе Италии, рядом с франко-швейцарской границей. Ее земляк — известный композитор и дирижер Ардити, автор популярного вальса «Поцелуй», до сих пор входящего в репертуар многих вокалистов. Девочка, с детства обладавшая хорошим голосом и слухом, в 15 лет поступает в Туринскую консерваторию, где занимается с испанской певицей и педагогом Мерседес Льопарт, у которой учились также Рената Скотто и ряд других выдающихся учеников, в том числе и бас Иво Винко, будущий муж Коссотто. Едва закончив учебу, она проходит отбор в знаменитый миланский «Ла Скала», где дебютирует в мировой премьере оперы Пуленка «Диалоги кармелиток», написанной по заказу этого театра, еще через год выступает на Уэксфордском фестивале в Англии, а в 1959 году уже поет на сцене лондонского Ковент-Гардена в опере «Медея» вместе с Марией Каллас. Столь стремительному взлету карьеры могут позавидовать многие.
К началу 60-х годов Коссотто становится одной из ведущих меццо-сопрано в Европе. Ее гибкий и подвижный голос, ровный и красивый по всему диапазону, с яркими и звонкими верхами, позволяет ей справляться даже с низкими альтовыми и высокими сопрановыми партиями, а эффектная внешность наряду с яркой эмоциональной харизмой делают ее выступления незабываемыми и памятными для публики. Всего в репертуаре певицы около 50 оперных ролей. Она успешно поет в классических операх Моцарта, Глюка, Бизе, Керубини, Сен-Санса, Массне и других композиторов 18-19 веков, но основное предпочтение отдает произведениям итальянских авторов, прежде всего Верди. Ее образы вердиевских героинь в спектаклях «Макбет», «Риголетто», «Аида», «Трубадур», а также Сантуцци в «Сельской чести» Масканьи, Леоноры в «Фаворитке» Доницетти и Адальджизы в «Норме» Беллини по сей день остаются вершинами исполнительского искусства. Певица с триумфом гастролирует по всему миру — в Австрии, Франции, Германии, Испании, Аргентине. Много лет она поет на сценах Чикагской лирической оперы и Нью-Йоркской Метрополитен. Особое место в ее артистическом графике занимает наша страна. Коссотто трижды приезжала в Москву с труппой «Ла Скала» ‑ в 1964, 1974 и 1989, покорив своим пением сердца советских меломанов, а в 1998 году стала членом жюри международного конкурса имени Чайковского, на котором победил 23-летний пианист Денис Мацуев. С тех пор она часто бывает в России, причем, не только в столице, но и в других городах. Ее деятельность на родине оценена Большим крестом ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». Этой же высокой национальной награды удостоены Каррерас, Доминго, Баренбйом, Джулини, Паваротти, Аббадо, а также многие известные политики, ученые, спортсмены и представители других сфер общественной жизни.
Коссотто более 40 лет была женой итальянского оперного баса Иво Винко, с которым они прожили долгую и счастливую жизнь, закончившуюся, правда, разводом. Он скончался в 2014 году в возрасте 86 лет, столько же будет через год и ей самой. Их единственный сын Роберто унаследовал от родителей прекрасный сильный голос, но музыкантом так и не стал.
Текст — Анатолий Лысенков.