
Йо-Йо Ма — феномен современной музыкальной культуры, чьё имя стало синонимом виолончельного искусства XXI века. Родился в Париже, в семье китайских музыкантов. Виолончель взял в руки в четыре года, а в семь уже стоял на сцене перед 34-м президентом США Дуайтом Эйзенхауэром — его техника тогда превосходила уровень многих взрослых исполнителей.
Его карьера — это 19 премий «Грэмми», три полных цикла записей сюит Баха (1983, 1998, 2018) и дерзкий эксперимент «Silkroad» («Шёлковый путь»), перевернувший представления о камерной музыке. Когда в 2000 году Ма собрал ансамбль с музыкантами из 20 стран, критики недоумевали — зачем виртуозу, получающему $50 тысяч за сольный концерт, понадобилось создавать «музыкальный ООН»? Ответ пришёл в 2016 году с альбомом «Sing Me Home», номинированным на «Грэмми» в категории «Лучший мировой альбом».
«Давыдов Страдивари» в руках Йо-Йо Ма звучит то как старинный китайский инструмент цинь, то как средневековая виола. Но главное — его «Бах-проект»: 36 концертов на шести континентах, где каждая сюита предварялась дискуссией о взаимопонимании: в Мексике — с беженцами, в Кейптауне — с жертвами апартеида.
Экологическая инициатива Йо-Йо Ма «Our Common Nature» («Наша общая природа») свидетельствует: виолончель музыканта — не просто инструмент, а дипломатический паспорт в мир, где культура важнее политики. Как когда-то Мстислав Ростропович сказал Йо-Йо Ма: «Ты играешь не нотами — сердцем человечества».
Альбом Йо-Йо Ма «Merci» с Кэтрин Скотт — не просто дань уважения композитору Габриэлю Форе, но и музыкальное «спасибо» всем, кто верил, что одна виолончель может изменить звучание целой планеты.