Мифы и легенды Кароля Шимановского
Композитора и пианиста Кароля Шимановского называют классиком польской музыки, хотя сам он всю жизнь выстраивал новое художественное пространство, собирая в него «осколки» мифов и символов, примет и культур разных эпох и народов. 6 октября исполняется 140 лет со дня рождения самобытного творца.
В причудливой мозаике творческих изысканий Шимановского есть всё-таки якорь — это родовой дом в фамильном поместье Тимошовка, занимающем некогда половину одноимённой деревни Киевской губернии в тогдашних границах Российской империи. Одноэтажный особняк собрал несколько поколений музыкантов, среди которых отец, брат и сестра Кароля, а также двоюродный дядя Густав Нейгауз — отец знаменитого пианиста и педагога Генриха Нейгауза. Фортепианные концерты и семейные музыкальные спектакли играются безостановочно, ведь Кароль с азартом сочиняет пьесы и целые оперы.
Одна из главных достопримечательностей дома — старинный сундук деда, служившего в армии Наполеона. В нём хранятся образцы рыцарского оружия. Их история будоражит воображение юного Кароля, мальчик грезит путешествиями. Первые вылазки ближние — в 1901–1905 году он учится в Варшаве в консерватории, там всё пропитано шопенианством. Затем совершает более дальний, экзотический вояж — Сицилия, Алжир, Тунис… В голове музыка Равеля и Дебюсси, накрывающая Кароля волной импрессионизма. В 1915 году появляется цикл пьес для скрипки и фортепиано «Мифы», где любовное томление мягко перетекает в экстаз… Через Третью симфонию «Песнь о ночи» (1916) он подбирается к главному сочинению своей жизни — опере «Король Рогер».
Эпическая история о сицилийском правителе 12 века, окруженная мифами и легендами, лишь повод для духовных исканий самого автора, отправившего в один раскалённый музыкальный котёл томный символизм и христианские церковные песнопения. Шимановский нервно ищет опору в жизни — имение в Тимошовке в 1917 году сожжено и разграблено людьми из числа верных слуг, которые нянчили в детстве и охраняли сон от «приведений». Стена непонимания встаёт между ним и публикой, холодно принявшей «Короля Рогера» на премьере в Варшаве в 1926 году.
Кароль пытается навести ревизию в своём творчестве и, часто приезжая на курорты в Закопане, изучает польский фольклор, его гуральскую ветвь, где доминирует мажор. Тогда же он пишет «Stabat mater», назвав его «Крестьянским реквиемом». Может быть, смертельно больной Шимановский пытался отстраниться от гремучей мистики, витиеватой экзотики, приблизиться к родной земле и заново понять простоту природы человеческих отношений, которые царили в его семейном доме? На этом месте сейчас высится бурьян. Но юбилей Шимановского оставляет надежду, что тропа к его музыке всё-таки не заросла.