Авангардный композитор дворянских кровей
Один из самых ярких представителей авангарда в отечественной музыке, блестящий композитор и человек широчайшего творческого дарования.
Гавриил Николаевич Попов родился в Новочеркасске. Он получил прекрасное домашнее образование — его родители происходили из дворян, с раннего детства мальчик учился иностранным языкам, знакомился с музыкой, искусством и точными науками. Учёба всегда давалась ему легко — в Петроградской консерватории юноша поступает сразу в два класса — фортепиано и композиции. Занятия музыкой ему удаётся совмещать с образованием в совершенно других сферах — в то же самое время он учится ещё в Политехническом институте на отделении архитектуры и в Институте истории искусств на литературном факультете. К двадцати годам будущий композитор отличается от сверстников широчайшим кругозором и всесторонним образованием.
Петроградская консерватория, помимо профессиональных знаний и опыта, дарит Гавриилу Попову верных друзей. Там он попадает в класс знаменитого Владимира Щербачёва, — педагог становится важнейшей фигурой в жизни композитора в этот период. Именно Щербачёв одним из первых отмечает талант ученика и помогает ему превратиться из одарённого юноши в настоящего профессионала. Он пишет, что именно Попову удалось воплотить в музыке то, о чём мечтали Михаил Глинка и Сергей Танеев — соединить русскую песню с европейской полифонией. Когда в 1924 году из-за «чересчур дворянского происхождения» молодого музыканта отчисляют из консерватории, Щербачёв добивается его восстановления, продолжает давать ему частные уроки и помогает устраивать концерты. Также в консерватории Гавриил Попов знакомится с Дмитрием Шостаковичем — их дружба оставит весомый отпечаток на музыке обоих мастеров. Современники называют их ярчайшими композиторами своего времени, а в раннем творчестве Шостаковича можно услышать отголоски Первой симфонии Попова. Молодой композитор много выступает с Шостаковичем и Марией Юдиной, которая тоже учится с ними в Петрограде. Исполнение концерта Моцарта для двух роялей вместе с Шостаковичем и «Свадебки» Игоря Стравинского в ансамбле с Юдиной становятся в тот период большими событиями в карьере молодого композитора.
Известность Попову приносит выпускная работа — Септет для флейты, скрипки, фагота, трубы, виолончели, кларнета и контрабаса. Сегодня это самое популярное произведение композитора, но в то время критики приняли его неоднозначно. Однако в конце 1920-х публика страстно желала новых форм в искусстве, и сложное, красочное произведение Попова привлекло к себе немало внимания. Его отмечает и Сергей Прокофьев: между музыкантами завязывается общение, и знаменитый композитор с радостью помогает молодому коллеге устроить концерты за рубежом. В Германии и Франции выступления Гавриила Попова получают блестящие отзывы. В творчестве он тонко соединяет авангардное направление с необыкновенной мелодичностью, современники восхищаются его музыкальной палитрой. Кажется, что в начале 1930-х композитор находится на пике своей славы, ему прочат блестящую карьеру. Однако всё меняется в одночасье. Власти обвиняют Попова в формализме — его карьера идёт под откос, когда в газетах появляются разгромные рецензии.
Гавриила Попова ждёт полнейший крах на премьере Первой симфонии. В зале стоит тишина, никто не аплодирует. Вскоре исполнение симфонии запрещают — вновь полностью она прозвучит лишь после смерти автора. За этим событием наступает тяжёлый период в творчестве композитора — Попова долгое время считают «неугодным» и не позволяют выступать с концертами.
Человек с огромной внутренней силой и тягой к искусству, он начинает больше писать для театра и, в особенности, для кино. Гавриил Попов называет это «прикладной» музыкой, но именно сфера кино и театра становится для него спасительным кругом. Режиссёры обожают работать с Поповым — они сравнивают характер композитора с вихрем и в шутку говорят о его творческой одержимости. С ним сотрудничают Абрам Роом и Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко и Всеволод Мейерхольд. Самой известной работой Гавриила Попова становится музыка к фильму «Чапаев» — она полюбилась и авторам картины, и зрителям, и высшему руководству. В сфере кино Попов работает вплоть до конца 1960-х — на его счету музыка к 16 фильмам, среди них «Сказка о царе Салтане», «Неоконченная повесть» и «Бежин луг».
В последние годы жизни композитор остро ощущал одиночество. Тот, кого Прокофьев звал в Париж, кого сравнивали с Шостаковичем и с кем мечтали работать Мейерхольд и Эйзенштейн, оказался полузабыт, полузапрещён. Яркий и незаурядный композитор, который блистал в 1930-х, пытался подстроиться под новые требования времени, но вновь обрести прежнюю славу уже не смог. Он оставил огромное творческое наследие — больше сотни сочинений, незаконченную оперу «Александр Невский», шесть симфоний, множество инструментальных концертов, а также музыку к кинофильмам и театральным постановкам.