Классик испанской музыки XX века
Прекрасная Андалусия, родина Кармен и фламенко. Город-порт атлантического побережья Кадис, откуда Колумб отправился открывать Новый Свет. Отличное место для появления на свет классика испанской музыки ХХ века. Выросший на стыке морских путей Мануэль де Фалья не мог не заболеть страстью к освоению новых, неизведанных рубежей.
Свободный дух новаторства встретил его в стенах консерватории Мадрида в лице основателя испанской композиторской школы Филипе Педреля. Ученик дышит одним воздухом со своим выдающимся учителем. А тот изо всех сил поощряет горячий интерес студента к родной музыке. Любовь к испанскому фольклору провоцирует появление на свет пяти сарсуэл — традиционных театральных пьес с пением и танцами. Сюжет из народной жизни ляжет в основу оперы «Короткая жизнь», которая принесет успех молодому творцу. «Испанский танец» из этого произведения пользуется огромной популярностью по сей день и звучит повсеместно в транскрипциях и обработках.
Уже известный на родине композитор жаждет новых знаний и впечатлений и отправляется за ними в Париж, где открывает для себя новейший стиль того времени — импрессионизм. А с ним и музыку Дебюсси и Равеля. Движимый этим опытом и добавив к нему национальный колорит де Фалья сочиняет сюиту «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром. Многоликая парижская жизнь продолжает задаривать судьбоносными встречами. Одной из них станет общение с Дягилевым, которое вдохновит де Фалью на рождение двух замечательных балетов — «Любовь-волшебница» и «Треуголка».
Он вернется домой в канун Первой мировой, чтобы создать в Мадриде Национальное музыкальное общество. Вместе с поэтом Гарсия Лоркой они успеют провести в Гранаде конкурс исполнителей старинного вокального стиля канте хондо. А дальше разразится Гражданская война, которая вынудит композитора уехать в далекую Аргентину, и он вернется в родной Кадис только после смерти. Мелодии, полные красок и воздуха прекрасной Андалусии и портового города на стыке морских путей, прославят музыку Испании и имя её сына Мануэля де Фальи на весь мир.
Текст — Анатолий Лысенков