Почти полвека Кирилл Кондрашин посвятил профессии дирижёра. Он имел все возможные для музыканта звания, многократно удостаивался высоких наград и премий, снискал любовь и уважение как слушателей, так и коллег. Мировые звёзды охотно сотрудничали с ним, а публика неизменно заполняла залы во время его выступлений.
Еще будучи студентом Московской консерватории, где его педагогом был прославленный Борис Хайкин, Кондрашин дебютирует как дирижер в Московском Музыкальном театре имени Немировича-Данченко, а по окончании учебы получает приглашение работать в Ленинградском Малом оперном театре, где осуществляет целый ряд ярких премьер классического и современного репертуара. Параллельно с работой в театре начинается и концертная деятельность Кондрашина. В 1943 году из эвакуации возвращается Большой театр, и дирижер на долгие годы связывает свою творческую жизнь с Москвой — ставит новые спектакли, выступает как симфонический дирижер, начинает преподавать в Московской консерватории, возглавляет жюри Всесоюзных дирижерских конкурсов.
С 1956 года, покинув Большой театр, Кирилл Кондрашин занимается исключительно концертной деятельностью. С оркестрами под его управлением выступали все советские звезды тех лет — Рихтер, Гилельс, Ростропович, Ойстрах, Коган. На Первом Международном конкурсе имени Чайковского он сопровождал финальное выступление Вана Клиберна, а их последующая совместная запись 3-го концерта Рахманинова была удостоена в 1960 году премии «Грэмми».
Пожалуй, самый плодотворный период в карьере Кондрашина связан с Симфоническим оркестром Московской филармонии. Кирилл Петрович возглавлял коллектив пятнадцать лет — с 1960 по 1975 годы. Это время можно по праву считать периодом творческого расцвета и самого дирижёра, и оркестра. Под управлением Кондрашина этот коллектив достиг уровня лучших мировых оркестров, овладел поистине безграничным репертуаром, осуществил ряд масштабных монографических циклов, посвященных, в частности, сочинениям Малера (за пропаганду творчества которого в 1974 году он был удостоен Золотой медали Международного общества Малера) и Шостаковича — Кондрашин стал первым дирижёром, который исполнил цикл из всех пятнадцати симфоний композитора, причём две из них (Четвёртая и Тринадцатая) впервые прозвучали под его управлением.
Кондрашина высоко оценили и за пределами Советского Союза. Дирижёр много гастролировал, в Голландии, Великобритании, стал первым советским дирижёром, выступившим в Соединённых Штатах Америки.
Но чем больше Кондрашин бывал за границей, тем более очевидными и невыносимыми, по словам Кирилла Петровича, становились для него рамки, ограничивающие его творческую свободу в Советском Союзе.
«Я больше не в силах жить в условиях постоянных творческих унижений и ограничений. Я считаю себя достойным не меньше, чем Рихтер или Кремер иметь право свободного выезда. Если же в этом отказывают, у меня нет другого выхода… Я знаю, что в моем возрасте и с моими болезнями моя новая жизнь не продлится долго, и все же решаюсь на этот шаг» — пишет Кондрашин своей супруге в прощальном письме.
Потрясающее исполнение Восьмой симфонии Шостаковича в Амстердаме стало последним в карьере Кондрашина как советского музыканта. В 1978 году он принимает невероятно сложное для себя решение эмигрировать в Голландию. К тому времени Кондрашина уже неоднократно приглашали возглавить голландский оркестр «Концертбау» и он согласился. В 1981 году музыкант должен был возглавить Симфонический оркестр Баварского радио, однако скоропостижно умер от инфаркта 7 марта 1981 года. Три года спустя его именем был назван Международный конкурс молодых дирижеров в Амстердаме.
Текст: Анна Чичагова