Король клавесина Густав Леонхардт
Нидерландский клавесинист и органист Густав Леонхардт —основатель аутентичного исполнительского искусства. В середине 20 века он заложил правила игры, которым следуют и сейчас. Маэстро долгое время жил в доме, построенном почти на сто лет раньше, чем родился Иоганн Себастьян Бах. С записи последнего и самого сложного сочинения немецкого композитора- «Искусства фуги» -и началась карьера Густава Леонхардта.
Густав начал играть на клавесине с детства — другого инструмента в родительской квартире не было. Самыми доступными оказались клавиры Баха. Их исполняли преимущественно на фортепиано, которого родители так и не купили своему сыну. Юноша уезжает в Швейцарию, где занимается на арфе и церковном органе, а еще днями напролет сидит библиотеках. В начале 50-х пишет научную книгу о баховском «Искусстве фуги». В возрасте немногим за двадцать Густава приглашают профессором по классу клавесина в Венскую академию музыки. Вскоре он начинает преподавать параллельно и в Амстердамской консерватории. Совмещение продолжается недолго. Выбор делается в пользу учебного заведения на родине. Но столица Австрии будет дорога Леонхардту всегда. Там он познакомился с виолончелистом Николаусом Арнонкуром. Вместе они играли старинную музыку каждый день. Искали «аутентичность» интуитивно: как во времена Баха звучала барочная музыка, тогда никто не знал. Друзья много спорили. В итоге разошлись.
Густав во главе ансамбля Leonhard-Consort остаётся больше сорока лет. Маэстро распустил коллектив по завершении записи полного цикла кантат Баха. Собрание включает более 200 произведений, каждое из которых продолжительностью не менее получаса. Масштабный проект делается напополам с Арнонкуром и его аутентистами из Concentus Musicus. Работа продолжалась почти двадцать лет. В начале 90- х годов 20 века мир впервые услышал, как должны звучать кантаты «на самом деле»: за исключением двух (в которых сам композитор предусмотрел женские голоса) они исполняются силами мужского хора и вокалистов-мужчин. В баховской дискографии Леонхардта также представлены «Страсти по Матфею» и Месса си минор.
В конце 90-х годов Леонхардт приезжал в Петербург. Подчёркнуто строгий и аскетичный мастер играл на клавесине в Малом зале филармонии. Любимого Баха он приберёг на второе отделение. А в первом исполнял раритеты, в частности, совсем неизвестных публике младших современников Иоганна Себастьяна —французов Бальбатра и Дюфли. К тому моменту маэстро сократил гастрольную деятельность. В России оказался благодаря настойчивости своей единственной русской ученицы. В нашей стране он дал один из последних концертов в своей жизни.