«Мне хочется всегда, чтобы песня у меня звучала как признание — сердечное, чистое, свободное от сантиментов, высокое, чтобы в каждой вещи был разговор со слушателем по душам».
Впервые в жизни Людмила Зыкина запела в школьном хоре. Учитель пения выбрал десятилетнюю девочку запевалой. Для солистки мама сшила чёрную юбку из сатина, украшенную разноцветными лентами, и белый фартук с кружевами. Песня на слова Исаковского «Шёл со службы пограничник» стала первой композицией, исполненной будущей певицей на сцене.
Людмила Зыкина родилась 10 июня 1929 года в московских Черёмушках. Отец работал на хлебозаводе, а мама — нянечкой-санитаркой в больнице.
Творческий путь Зыкиной начинается в 1947 году, когда артистку принимают в Государственный академический русский народный хор имени Пятницкого. Конкурс достигает полутора тысяч человек на место, по итогам прослушивания комиссия отбирает четверых: трёх юношей и одну девушку — Людмилу. Позже молодая вокалистка попадает в Хор русской народной песни Всесоюзного радио (ныне один из коллективов радио «Орфей»), участвует в многочисленных конкурсах и фестивалях, гастролирует не только в Советском Союзе, но и за рубежом, а годами позже становится солисткой Москонцерта.
Сильное влияние на Зыкину оказывает Лидия Русланова. У неё артистка учится «разгадывать душу песни». Народные песни, плачи и причеты в трактовке Людмилы Георгиевны меньше всего «музейны» и этнографичны. Певица стремится всякий раз находить ёмкую стилистику исполнения, сценический образ, исполненный сердечности и силы, женственности и грации.
Людмила Зыкина внимательно и строго подходила к отбору нового материала. Сама искала стихотворения, просматривала поэтические сборники, покупала у букинистов старинные журналы и антологии. Стихи постигала досконально, разбиралась в их конструкции и лексике. По собственному выражению «старалась петь не только „музыкально“, но и в высшей степени „литературно“». Считала, что в песне должно присутствовать единство поэтического и музыкального смысла. Чтобы прочувствовать композицию, пела одна, без сопровождения: «Когда возле берёз поёшь чуть не шёпотом, голос кажется звонким. А в еловом лесу — приглушённым. Где травы высокие — голос звучит мягче. Если дождей давно не было, сушь стоит, то у песни чёткое эхо. А после дождя эхо будто размыто, как акварельное водяное изображение… Когда пою на природе, думается, вся земля тебе петь помогает».
Людмила Георгиевна основала Государственный академический русский народный ансамбль «Россия», выпустила множество пластинок, написала несколько книг, которые любила дарить тем, кого особенно уважала и ценила. О Зыкиной сняты фильмы, записаны радиопередачи, имя певицы носят улицы городов, учебные заведения и даже астероид. За долгую творческую карьеру артистка получила множество почётных званий и наград. Всю свою жизнь Людмила Зыкина ратовала за народную песню, за красоту и мощь российских музыкальных коллективов, за мелодическое разнообразие произведений песенного жанра и их высокий стиль.
«Песня — наиболее выразительное средство общения, — говорила Людмила Георгиевна. — Песня, которая нравится людям, которая учит добру, миру. Учит уважать людей, заботиться о них. Учит любить Родину, свою землю».
Текст — Мария Белоусова