Музыкальное древо Владислава Агафонникова
На проигрывателе крутится пластинка с пушкинской сказкой «Царь с царицею простился…» Захватывающий сюжет не отпускает, равно как и мелодии, «рисующие» колоритных персонажей стихов. Соло нежной флейты и партию бойкого рожка мастерски выписал профессор Московской консерватории, композитор и дирижёр Владислав Агафонников.
Владислав Германович написал немало произведений для детей, но центром его музыкальной вселенной стало хоровое творчество. Агафонникову одинаково легко удавались обработки русских народных песен и духовные песнопения. Они были в крови Агафонникова в прямом и переносном смысле этого слова. Дед Владислава был священником: отец Николай прекрасно пел и руководил церковным хором. Все его шестеро детей были вокально одарены, а Герман, отец нашего героя работал главным хормейстером Театра оперетты Москвы и служил регентом в храме.
В 1944 году Владислава зачислили во вновь образованное Московское хоровое училище. Его основатель, дирижёр и педагог Александр Васильевич Свешников был непререкаемым авторитетом не только среди коллег, но и руководителей страны. Советские войска ещё продолжают сражаться с фашистами на всех фронтах, а в Первопрестольной набирают одарённых мальчиков для обучения не только хоровому делу, но и высшим культурным материям. Свешников подтянул в учебное заведение весь цвет Синодального училища, держателей великих традиций русского певческого искусства. Ни одного случайного педагога, равно как и ученика в «хоровушке» не может быть по определению. Однокашниками Владислава Агафонникова оказались, в частности, Вадим Судаков и Владимир Суханов. Всем им посчастливилось стать воспитанниками мастеров, которых, в свою очередь, учили профессии представители дореволюционной дирижёрско-хоровой школы. Цепочка поколений неразрывна. В этой крепкой связке единомышленников 10 лет находится Владислав Агафонников. Парень пребывает в атмосфере запредельного по силе творческого духа. Ему хочется не только дирижировать, но и сочинять музыку, играть на фортепиано.
Агафонников в 1954 году становится студентом Московской консерватории сразу по двум специальностям. Композиции он учится у Виссариона Шебалина, мастера масштабных форм, курс фортепиано постигает у тонкого романтика Якова Зака, воспитанника «самого» Генриха Нейгауза. Юный Агафонников купается в мощнейшем потоке знаний, захвативших его с головой во время встреч с педагогами-легендами. В его судьбе, как в точке золотого сечения, сошлись природный талант, прекрасные гены, преподаватели-уникумы.
Владислав Германович пробует себя в самых разных жанрах, пишет 9 опер, и одна из них называется «Хористка». Мастер «выдает» в себе человека, чье сердце навсегда осталось в Московском хоровом училище. Соратником Агафонникова стал ещё один выпускник знаменитого учебного заведения, Лев Конторович, художественный руководитель одного из коллективов радио «Орфей» — Академического большого хора «Мастера хорового пения». Лев Зиновьевич неизменно включает в концертные сезоны сочинения Владислава Агафонникова. Хоровое братство оживает в превосходных трактовках таких сочинений, как «Вокализ памяти брата», «Дорожная» на стихи Вознесенского, зажигательной миниатюре «Как на Волге волны бьют» и драматичном послании «Куда б ни шёл, ни ехал ты…» на стихи Исаковского. В них Агафонников хочет наладить диалог с молодым поколением самым демократичным и совершенным инструментом общения — человеческими голосами, слившимися в хоре.
Текст: Ирина Столярова