Если бы не Надежда Забела-Врубель, то героини многих топовых опер Римского-Корсакова, были бы другими. Потому что Снегурочку и Волхову, Марфу и Царевну-Лебедь композитор писал в расчёте на неё — свою музу.
Надежда Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 года в городе Ковно (нынешний Каунас) в семье, принадлежавшей известному малоросскому роду. Она окончила с медалью киевский институт благородных девиц и отправилась покорять Петербург. Когда училась в консерватории, обратила на себя внимание самого Петра Ильича Чайковского, дебютировав в его опере «Опричник». Её «хрустальное», «нежно-свирельное» сопрано покорило не только маститого композитора, но и публику. Среди поклонников оказался Римский-Корсаков. К тому времени написавший уже 7 опер, он стал создавать произведения специально для певицы, учитывая её возможности и манеру исполнения. А она, обладая ещё и талантом актрисы, с блеском участвовала в премьерных постановках «Садко» и «Царской невесты», «Кащея Бессмертного» и «Сказки о царе Салтане». Вершиной стала партия Снегурочки. Строгий на комплименты автор не смог удержаться от похвалы. «Так спетой Снегурочки я раньше не слыхивал», — напишет он Михаилу Врубелю, одному из самых верных фанатов певицы.
Он пленился её голосом сразу и навсегда. Однажды во время репетиции ворвался за кулисы и бросился целовать ей руки. В то время художник подменял заболевшего Коровина, который писал декорации к спектаклю. Врубель влюбился так пылко и страстно, что Надежда не могла не ответить взаимностью. Она стала не только женой художника, но и его музой. Он создавал декорации к спектаклям, в которых участвовала певица, её театральные костюмы и даже наряды для повседневной жизни. И конечно, воплощал её облик на картинах. Одна из самых известных — «Царевна-Лебедь» (выставлена в Третьяковской галерее). Первое, что приковывает внимание на этой картине — удивительные глаза! Огромные, завораживающие и манящие. Вот только куда — в морскую пучину на верную гибель или на небеса с их райской жизнью? Возможно, второе, ведь пение Надежды Забелы-Врубель называли «божественным».