26 апреля 1932 в Ницце родился кинокомпозитор, благодаря которому мир услышал бессмертные мелодии фильмов «История любви», «Мужчина и женщина», «Пассажир дождя» и многие другие — Франсис Лей.
О себе говорил, что с детства знал множество самых разных мелодий — от джаза и бразильской музыки до опер Верди и Пуччини. Это была его «драгоценная копилка», которую он использовал в своём творчестве.
Франсис Лей начал карьеру как аккомпаниатор эстрадных певцов. Одной из первых, кто открыл ему путь на сцену, была Эдит Пиаф. Случайная встреча обернулась долгим сотрудничеством — немало песен композитор написал для неё. Хиты Франсиса Лея были в репертуаре Ива Монтана, Мирей Матье и других звёзд, а в кино его самые известные мелодии неотрывно связаны с женскими образами из фильмов Клода Лелюша.
Именно этот режиссёр определил стиль композитора- легко узнаваемые музыкальные темы, которые можно аранжировать в разных стилях. Иногда Лею приходилось исполнять самые необычные запросы мастера. Например, действие фильма «Баловень судьбы» происходит в цирке, и режиссер поставил задачу- соединить классику с цирковой музыкой. И Франсис Лей блестяще справился с этой задачей.
Вместе они работали по уникальной схеме, непривычной для кинематографа: музыка записывалась до съёмок, и уже во время работы актёры адаптировались к ней. Франсис Лей работал с лучшими режиссёрами мира. Однажды получил приглашение от Никиты Михалкова. Тот заказал у него саундтрек к фильму «Очи чёрные». Композитор позже признавался, что был рад поработать с российским мэтром.
В 1970 году Франсис Лей стал лауреатом премии «Оскар» за музыку к «Истории любви» Артура Хиллера. Композиция «Where Do I Begin?» -«С чего начать?» — сразу прославила своего создателя как на Западе, так и в России. И хотя в советский прокат фильм не вышел, песня звучала отовсюду — из радиоприемников, телевизоров, концертных залов и, конечно, с пластинок. У мелодии множество аранжировок, но исполнителем самой популярной признаётся Энди Уильямс.
Одна из французских газет назвала Франсиса Лея «народным гением, способным сочинить незабываемую мелодию на основе всего лишь трех нот». Маэстро скончался на родине в Ницце в 2018 году. Ему было 86 лет.