Поль Робсон. Сын чернокожего раба, сбросивший музыкальные оковы
Уроженец Принстона Поль Робсон стал культовой фигурой 20 века после исполнения гимна СССР на английском языке. Несколько минут его звучания вместили знаковые вещи: историю сложных отношений двух супердержав и драматичную судьбу самого артиста, лауреата Сталинской премии и легенды Зала славы премии «Грэмми».
Детские мечты сыграть шекспировского Отелло Поль реализовал ещё в средней школе: подросток пел в хоре и играл в театральных постановках. Решение посвятить жизнь искусству пришло после окончания университета в качестве дипломированного юриста. В начале 20-х годов в Гарлеме он знакомится с пианистом Джоном Брауном. Дуэт ищет свою нишу на музыкальном пространстве, где блистают короли джаза Дюк Эллингтон и Луи Армстронг. На первом сольном концерте в крошечном зале Нью-Йорка Поль, сын беглого раба и протестантского священника, исполняет спиричуэлс. Восторженная пресса сравнивает харизматичного дебютанта с великим Шаляпиным, выступающим в тот момент в Метрополитен.
В середине 20-х годов мировую известность Робсону принесло исполнение заглавной роли в драматическом спектакле «Отелло» в Лондоне. Бродвей в драме британского автора Поль покорит в 1942-м— в тяжелейший период Великой Отечественной войны. За год до открытия второго фронта союзниками Робсон исполнит на английском языке Гимн СССР.
В нашей стране его уже хорошо знали порядка 10 лет. Искренность пламенных выступлений на русском языке была обезоруживающе трогательной. На сцене был большой ребёнок, мечтающий о всеобщем счастье.
В конце 40-х годов Робсон наносит триумфальный визит в страну, победившую фашизм. Концерт в Зале имени Чайковского транслируется по радио на первой кнопке. После исполнения песни «Широка страна моя родная» публика взорвалась аплодисментами. В ближайшие несколько лет голос американца звучит из приёмников квартир советских людей два раза в неделю. По воскресеньям передают получасовой концерт с его участием. Из двухсот с лишним песен крутят самые известные и идеологически выверенные. На рубеже 50-60 х годов Поль завершает серию выступлений в Советском Союзе. Здесь он давно хотел сыграть главный спектакль в своей артистической карьере. Но обещанный ему Отелло на московской сцене так и не появился.