«Контратака» Филиппа Жарусски
Филиппа Жарусски называют лучшим контратенором современности. Почётное звание французский артист удерживает без малого четверть века, с момента первого выступления на фестивале в пригороде Парижа. Вскоре с обаятельным красавцем с кристально чистым голосом и безупречной техникой подписывают контракты гранды звукозаписывающей индустрии, а престижные музыкальные конкурсы щедро раздают ему премии. В ранге суперзвезды Жарусски в 2006 году приезжает в Россию, на родину своего деда. Концерт в Большом зале Московской консерватории начинает серию его выступлений в нашей стране.
«Так трудно остановиться петь, когда занимаешься этим большую часть жизни», — признается Жарусски. В ближайшее время он не планирует никаких пауз. Его гастрольный график даже более плотной, чем в начале карьеры. Серебряный голос с годами не теряет ангельской (серафической) сладости и юношеской гибкости, в чём не раз могли убедиться российские меломаны.
Десять лет назад Жарусски открывал новый сезон в Московском международном Доме музыки. Артист представил программу «Фаринелли». Француз не стал устраивать заочное вокальное соревнование с великим итальянским кастратом. В оперных ариях его учителя, композитора Николы Порпоры, Жарусски исключил виртуозность и форсаж звука, а был занят филировкой и созданием сценических образовав. В том же сезоне Филипп был великолепен в кантате «Stabat mater» Перголези. Шедевр духовной музыки он записал с Юлией Лежневой. Их первый совместный проект стал продолжением невероятно трогательного знакомства, случившегося в Москве в 2010 году. Тогда Жарусски пел в Малом зале консерватории. После концерта он зашёл в ближайшее кафе и случайно увидел там 20-летнюю, но уже самую известную российскую исполнительницу барочного репертуара. Филипп подошёл к девушке и высказал восторженные отзывы о её голосе и мастерстве, сославшись на просмотры роликов в интернете.
В век цифровизации Филипп не оставляет студийную работу. В год он выпускает по несколько релизов, вплотную приблизившись к заветной сотне. Артиста вдохновляет пример ещё одной его блистательной творческой партнёрши, Чечилии Бартоли, записывающей не только популярную старинную музыку, но и раритеты. Пластинка Жарусски «Опиум» с редко исполняемыми французскими песнями Форе, Массне, Дебюсси и Сен-Санса надела много шума. Даже самые ярые поклонники вокалиста не поняли его выбора. Но Жарусски, уже получивший к тому времени в Каннах одно из самых значительных классических музыкальных признаний Европы- MIDEM, мечтает, чтобы незаслуженно забытые вокальные миниатюры его соотечественников стали столь же популярными как те же «Deutsches Lied». Пение на родном языке доставляет ему особое удовольствие: связки лучше реагируют на привычные фонетические обороты и голос отзывается новыми красками. Француз с его сверхъестественной молодостью полон творческих планов. У российской публики есть все шансы снова услышать его живьём. Возможно, в один из приездов в нашу страну он всё-таки выполнит обещание спеть на русском языке. Как следует из биографии, совсем ему не чужом.
Текст: Ирина Столярова