Слепой маркиз садов Аранхуэса
Его знаменитый Аранхуэсский гитарный концерт живо и ярко рисует в воображении красоты резиденции королей, которую автор своими глазами не видел никогда. Он родился на берегу Средиземного моря, в маленьком городке близ Валенсии в 1901 году. Спустя три года благоденствие солнечного края омрачила эпидемия дифтерии, унесшая жизни многих испанцев. Родриго выжил, но болезнь лишила его зрения навсегда.
Слепота не помеха подлинному таланту! Наш герой, обладающий недюжинным музыкальным даром, освоив шрифт Брайля, выучится в консерватории Валенсии. Уедет в Париж, как многие его соотечественники. Там совершенствуется у замечательного французского маэстро Поля Дюка, водит знакомства с Равелем, Стравинским. Дружба-дружбой, заграница — за границей, а музыка врозь. Новомодные эксперименты не увлекают его. Другое дело родная, народная, песенная основа, которая в его крови с детства. Любовью к Испании, её мелодиям Родриго наполнил до краёв своё первое крупное сочинение — Аранхуэсский концерт. Мелодии слепого музыканта рисуют атмосферу и красоту живописного дворца, в садах которого он провел романтический медовый месяц с невестой, турецкой пианисткой Викторией Камхи, ставшей его верной спутницей и помощницей на всю жизнь. Осязаемое, полное чувствами сочинение уже после первого исполнения в Барселоне приносит всемирную славу.
Родриго заказывают новые произведения, приглашают с авторскими концертами и мастер-классами по всему миру, удостаивают самых престижных премий, наград и званий. Высшее признание — пожизненный дворянский титул «маркиз садов Аранхуэса», присвоенный ему королем Хуаном Карлосом I, за шедевр, успех которого композитор, написавший за жизнь многочисленные концерты, симфонии, оперу, балет, так и не смог превзойти. Воспетый в музыке прекрасный Аранхуэс стал последним пристанищем Хоакина Родриго, где он покоится рядом с возлюбленной женой. А пронзительная мелодия, наполненная болью и надеждой, скорбью и величием, постоянно звучит на концертах и записях в самых разных интерпретациях — джазовых, роковых, классических.
Текст — Анатолий Лысенков