Чёрное и белое Эдуарда Колмановского
Композитор Эдуард Колмановский стал классиком советской песни в 35 лет, сочинив патриотический бестселлер «Я люблю тебя жизнь». Его молодому автору заказал всенародный любимец Марк Бернес. Мэтр сделал безошибочный выбор и тогда, когда исполнил пронзительный музыкальный манифест «Хотят ли русские войны». Яркая мелодия к разгорячённым столбцам поэта-трибуна Евгения Евтушенко родилась в сжатые сроки: Эдуарда Савельевича в начале 60-х ждали сразу в нескольких театрах. Он выбрал «непаркетный» «Современник», где несколько сезонов был единственным штатным композитором. О работе с талантливой труппой мечталось с момента окончания Московской консерватории.
У профессора Шебалина Колмановский учился до окончания войны. Заниматься у педагога-действующего композитора, который тогда ещё и ректорствовал в главном музыкальном вузе страны — почётно и трудно. Пренебрежение экспериментами и предсказуемо классическая выпускная программа в итоге: у Эдуарда в дипломном кейсе цикл романсов на стихи Бёрнса, а также Симфоническая сюита в пяти частях и Концерт для альта с оркестром. В партитурах совсем не читался автор будущего хита «Я жизнь учу не по учебникам, просто я работаю волшебником» и композиций «шекспировского размаха».
Пожалуй, никто не мог предположить, что учитель и ученик, вооружившись стихами великого английского поэта, сойдутся в «музыкальном поединке». В середине 50-х в Центральном Доме художников в концертном исполнении впервые прозвучала опера Шебалина «Укрощение строптивой», а во МХАТе показали новый спектакль «Двенадцатая ночь», «озвученный» Колмановским. Обе постановки приняли с восторгом и проигравших не было. Шебалин шёл к важной премьере полтора десятка лет, а Колмановский — всю жизнь. Его опера «Двенадцатая ночь» увидела свет уже в новой России в Театре имени Сац. В ней снова звучала песня шута «Поздно ночью», ставшая не только лейтмотивом незабываемого мхатовского спектакля, но и всего творчества Эдуарда Савельевича-тонкого лирика и бесстрашного романтика.
В эпоху «оттепели» с отвагой канатоходца, балансирующего над пропастью, он влился в коллектив «Современника». Их дерзкий совместный опыт, спектакль «Голый король» по сатирической пьесе Шварца, «взорвал» театральный бомонд. И вот уже на Малой Бронной показали премьеру спектакля «Братская ГЭС» по одноимённой поэме Евтушенко. Колмановский выдал на-гора такие номера, как «Коммунары не будут рабами», «Партбилеты» и еще тройку в том же духе. Всего же у композитора более двух сотен песен. Маэстро оставил нам право выбора, украсив фильм «Большая перемена» романсом «Чёрное и белое». С тех пор минуло полвека. По Колмановскому и сегодня можно сверять время.