Любовь Тимофеева и её симфония жизни
Пианистка Любовь Тимофеева родилась в канун праздника 8 Марта. Более женственной, чувственной и стильной артистки, эффектно смотрящейся за фортепиано, трудно припомнить, по крайней мере, во второй половине XX века.
Тимофеева не стала заложницей природной красоты, хотя из-за её «голливудской» внешности однажды возникла комичная ситуация. Пианистка в середине 80-х годов оказалась на приёме в посольстве СССР в Бразилии. В обществе дипломатов она появилась в роскошном платье, подчёркивающем стройную фигуру, как у профессиональных… моделей. Романтический образ дополнили туфли на высоком каблуке и длинные волосы, собранные в хвост. На первый взгляд, ничто не выдавало в незнакомке блистательную исполнительницу сочинений Шопена, Прокофьева, Шумана и других серьёзных композиторов. Один из гостей мероприятия так и не смог до конца поверить, что севшая за рояль Тимофеева, играла сама, а не прибегла к помощи «механического пианино».
Впрочем, творческая и личная жизнь Любови Борисовны далека от стереотипов. Тимофеева — классический вундеркинд. В три года она уже интересуется писателем Флобером, в 14 лет становится студенткой Московской консерватории и получает Ленинскую стипендию за отличные знания по всем предметам, в том числе и немузыкальным. По окончании вуза Любовь начинает преподавать в alma mater, будучи немногим старше своих учеников. Наставничество недолго увлекает молодую особу. Из жизни уходят маститые профессора — иконы для подражания. На смену гениям спешат просто хорошие пианисты, ремесленники, по крайней мере, именно так Тимофеевой видится ситуация в середине 70-х годов. За окнами знаменитого здания на Большой Никитской улице, в советское время Герцена, 13/6 унылая картина времён брежневского застоя, которая не греет ни сердце, ни ум.
Любовь Тимофеева — дитя оттепели. Она родилась в 1951 году в жарком Таджикистане, куда её родители сбежали от прежних семейных связей, чтобы начать жизнь с чистого листа, полную любви и безмерного счастья. Подобные чувства их дочь Люба испытывает к детскому педагогу по фортепиано Артоболевской. Анна Даниловна была человеком добрым, светлым, по большому счёту, персонажем из другой эпохи с абсолютно иной системой координат и ценностей. Артоболевская не мучила детей гаммами и этюдами, технические навыки на уроках развивали, играя «тёплую» музыку Моцарта и Гайдна. Анна Даниловна хорошо разбиралась в живописи, литературе, театре. Стоит ли удивляться тому, что пришедшая на смотрины к Анне Даниловне шустрая девочка со временем превращается в леди-совершенство, артистку с безупречным чувством стиля не только в музыке, но и в моде, в жизни в самых разных её проявлениях. В 1988 году Артоболевская умирает. Тимофеева теряет не только обожаемого наставника, но и близкого и родного по духу человека. В начале 90-х пианистка уезжает работать в солнечную Хорватию, через два года перебирается в аристократическую Францию, преподаёт в экзотической Японии. Концертная деятельность также продолжается.
Но неожиданно для всех Тимофеева завершает карьеру в середине 2000-х годов. Несравненная Любовь Борисовна пожелала проститься с публикой, находясь на вершине музыкального олимпа. Без верного спутника многих лет жизни — рояля — Тимофеева прекрасно обходится. В 2012 году она выпускает автобиографию «Симфония моей жизни». Издание получает неоднозначные отклики читателей. В книге Любовь Борисовна не боится критиковать, казалось бы, табуированные вещи. Тимофеева олицетворяет свободу во всём — она живёт на две страны: летом пребывает в России, а весной и осенью — в знойной Испании. Центр вселенной у неё переместился со сцены в дом и семью — рядом с по-прежнему обворожительной женщиной её муж. Ни супруг, ни дети не имеют отношение к музыке. Но из истории фортепианного искусства невозможно вычеркнуть такое яркое явление как Любовь Тимофеева.
Текст: Ирина Столярова