Купер Эмиль Альбертович

13.12.1877 – 16.11.1960
  • США
  • Российская империя
Купер Эмиль Альбертович

Дирижёр Эмиль Купер — безымянная звезда

Без дирижёра Эмиля Купера в России не случилась бы первая филармония. В голодающем Петрограде в 1921 году маэстро давал премьерный концерт, насыщая зал бывшего Дворянского собрания музыкой великого Чайковского. За три сезона сыграны 123 программы. Работа на износ изматывает. В 1924 году Купер отпрашивается в полугодовой отпуск за границу и обратно в советскую Россию не возвращается.
В первую весну без вождя Октябрьской революции Купер дирижирует «Борисом Годуновым» в театре «Колон» в Аргентине. Заглавную партию в спектакле поёт его давний творческий соратник и большой друг Фёдор Шаляпин. Музыка Мусоргского у обоих артистов вызывает прекрасные воспоминания — в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в 1913 году с их участием была исполнена «Хованщина». Триумфальное выступление в Париже закрепило за одним звание гениального русского баса, а другого сделало кумиром европейской публики.
Купер Эмиль Альбертович
Купер нарасхват и на родине — до 1919 года он в Большом театре пропагандирует русскую классику и ставит любимого Вагнера. Потом его перебрасывают в Петроград, в Мариинский. Там ему на помощь приходит Шаляпин, назначенный художественным руководителем труппы. Вместе они продолжают дело, начатое у Дягилева, и ставят оперы Римского-Корсакова… Первым не выдерживает напряжения Шаляпин — в 1922 году он уезжает на гастроли за рубеж… насовсем. В том же году в Германии певец пересекается с Купером. Может быть, именно Фёдор Иванович подвиг Эмиля Альбертовича на эмиграцию?
Купер как самодостаточная творческая личность делает головокружительную карьеру на Западе. Он становится самым «русским» дирижёром в Северной Америке: первым представляет публике «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского, дирижирует Десятой симфонией Шостаковича. Став главным дирижером Оперного театра Монреаля, Купер знакомит канадцев с оперой «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева, ещё одного своего хорошего друга. Глинку, Римского-Корсакова, Чайковского и Стравинского 82-летний Эмиль Альбертович исполняет с оркестром штата Луизиана незадолго до кончины в 1960 году.
В отличие от Шаляпина, Эмиля Купера на исторической родине, практически, забыли. Лишь на юбилеи вспоминают добрым словом уникального музыканта, в 19 лет отложившего в сторону скрипку и дерзнувшего встать за пульт оркестра после считанных уроков по дирижированию.