
Александр Сергеевич Грибоедов вошёл в историю как автор бессмертной комедии «Горе от ума», но его музыкальное дарование остаётся менее известным. Родившийся в Москве в дворянской семье, он с детства проявлял разносторонние способности: к 11 годам свободно владел французским, немецким, английским и итальянским языками, а также превосходно играл на фортепиано.
Музыкальное образование Грибоедов получил дома под руководством лучших педагогов Москвы. Сохранились свидетельства о его виртуозной игре — современники отмечали, что он мог с листа исполнять сложнейшие сонаты Бетховена. В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, 17-летний Грибоедов добровольно вступил в гусарский полк, но не оставил музыку: в военных походах он сочинял вальсы и пьесы для фортепиано.
После войны Грибоедов совмещал дипломатическую службу с творчеством. Его единственная завершённая трагедия «Грузинская ночь» (1828) не сохранилась, но остались два вальса для фортепиано (ми минор и ля-бемоль мажор), которые до сих пор исполняются музыкантами. Эти произведения, созданные под влиянием русских народных мелодий и западноевропейской классики, считаются первыми образцами русской фортепианной миниатюры.
Как дипломат Грибоедов служил в Персии, где трагически погиб во время разгрома русской миссии в Тегеране. Его фортепиано, которое он взял с собой в последнюю командировку, стало молчаливым свидетелем драмы — инструмент сохранился и сегодня находится в музее-усадьбе «Хмелита».
«Музыка Грибоедова — это диалог между блестящим умом и тонкой душой», — писал его друг, композитор Алексей Верстовский. Хотя музыкальное наследие писателя невелико, оно открывает новую грань таланта человека, сумевшего вписать своё имя и в историю литературы, и в анналы русской музыкальной культуры.