«Царь Давид» и «бог музыки» — Давид Фёдорович Ойстрах
Отец Давида Ойстраха, одесский купец второй гильдии, очень любил музыку, часто играл на скрипке и мандолине, а его супруга пела в хоре городского оперного театра. Любовь к музыке передаётся и маленькому Давиду. В четыре года он с увлечением слушает оперы, обожает разыгрывать дома спектакли и дирижировать воображаемым оркестром. Ойстрах позже вспоминал: «Мне было три с половиной года, когда отец принёс в дом игрушечную скрипочку, „играя“ на которой я очень охотно воображал себя уличным музыкантом… Мне казалось, что нет и не может быть большего счастья, чем ходить по дворам со скрипкой».
В то время в Одессе работал прославленный скрипач-педагог Пётр Столярский. Узнав о Давиде, Столярский берёт ребёнка в ученики, а родителям говорит: «Ваш мальчик — обыкновенный гениальный ребёнок». С пяти лет Давид обучается игре на скрипке. Но начинается Первая мировая война, отец уходит на фронт, и Столярский продолжает работать с мальчиком безвозмездно. После революции и гражданской войны в Одессе открывается Музыкально-драматический институт. И, конечно, Давид поступает туда в класс Столярского. Выдающийся педагог прививает юноше любовь к камерной музыке, которую ученик исполняет блестяще.
Но по мере роста мастерства, меняется и репертуар. На выпускном экзамене Давид играет Концерт Прокофьева. Будучи на гастролях в Одессе, Прокофьев посещает вечер, который организовали в его честь. Там 18-летний Ойстрах исполняет скерцо из Первого концерта. «Во время моего исполнения, — вспоминает Ойстрах, — лицо его делалось все более и более мрачным. Когда же раздались аплодисменты, он не принял в них участия. Подойдя к эстраде, не обращая внимания на шум и возбуждение публики, он попросил пианиста уступить ему место и, обратившись ко мне со словами: „Молодой человек, вы играете совсем не так, как нужно“, начал показывать и объяснять мне характер своей музыки».
Много лет спустя Ойстрах напомнил Прокофьеву этот случай, чем смутил композитора. С Прокофьевым Ойстрах дружил больше 25 лет. Их дружбу скрепляла не только музыка, но и страсть к шахматам. В 1937 году они даже боролись за первое место Клуба мастеров искусств, вокруг этого состязания было много шума. Победил, кстати, Ойстрах.
Но главные победы, конечно, музыкальные. 1937 год — триумф советской скрипичной школы. Мировая пресса в восторге: на конкурсе скрипачей имени Эжена Изаи в Брюсселе пять из шести первых премий завоёвывают скрипачи из Советского Союза. Первая — у Ойстраха. Поражаясь его таланту и силе игры, критики называют скрипача «Царь Давид».
В дальнейшем музыкант получает самые разные награды и премии, в том числе Ленинскую и Сталинскую. Во время Великой Отечественной войны Ойстрах непрерывно давал концерты в госпиталях, в тылу и на фронте. Был случай, когда во время концерта в осаждённом Ленинграде объявили воздушную тревогу. Но пока Давид Фёдорович не окончил концерт — бойцы, рабочие, матросы и жители города не покинули зал.
«Каждый концерт Ойстраха — это новый Ойстрах», говорили критики о музыканте. Давид Фёдорович не любил случать свои записи, говорил, что они мешают ему двигаться вперёд. Скрипач-виртуоз всё время искал новые трактовки сочинений, которые играл уже сотни раз. Множество скрипичных концертов, сонат, произведений крупной и малой форм, созданных советскими композиторами, впервые исполнил именно Ойстрах. Слушатели знакомилась не только с творениями Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Мясковского, Ракова, но и открывали для себя новую западную музыку — Шоссона, Бартока, Шимановского, Сибелиуса. До конца дней Ойстрах оставался ищущим художником.