Первый советский аккомпаниатор
Умение аккомпанировать солисту — особая область фортепианного искусства, подвластная далеко не каждому пианисту. Одним из первых советских музыкантов, кто целиком посвятил себя этой профессии, стал Нау́м Генна́диевич Ва́льтер. 11 сентября исполняется 120 лет со дня его рождения.
Он появился на свет в Херсоне, окончил консерваторию в Екатеринославе. Его педагог Шепелевский, учившийся у самого Бузони, привил своему студенту любовь и интерес к совместному музицированию, поскольку сам часто выступал как аккомпаниатор. Попрощавшись с ним, Наум Вальтер отправляется на стажировку в Московскую консерваторию к Блуменфельду и Нейгаузу и вскоре начинает карьеру концертмейстера. В конце 20-х в этом амплуа он сотрудничает со Всесоюзном радио. Его партнеры: Русланова, Норцов, Баринова, Максакова… Пианист с равным успехом аккомпанирует им в народной, академической и популярной музыке, быстро адаптируясь к самым разным стилям. Его музыкальная гибкость позволяет охватить широчайший репертуар — от романсов и песен народов мира до оперных арий. При этом он всегда остается как бы в тени своих партнеров, не перетягивает, как говорят музыканты, «одеяло на себя» и позволяет им полностью раскрыть свои творческие возможности. Особую славу приносят послевоенные выступления с отечественными и зарубежными звездами — Лемешевым и Козловским, Коганом и Лисицианом, Фурнье и Наваррой.
К счастью, мастер оставил множество записей. Они сделаны более полувека назад, но до сих пор поражают высочайшим мастерством и техническим совершенством. Услышав их, хочется сказать: «Браво, Наум Вальтер!»
Текст: Анатолий Лысенков