Шелыгин Алексей Анатольевич

род. 28.10.1960
Шелыгин Алексей Анатольевич
Он мог быть цирковым тапёром или армейским музыкантом, но стал голосом целой эпохи российского кино. Его музыку слышали миллионы, даже не зная его имени — его творчество сопровождало выступления ироничных кукол-политиков в программе «Куклы» и иллюстрировало эпичные баталии в «Штрафбате». Алексей Шелыгин — композитор, который сумел возвести саундтрек к сериалу в ранг высокого искусства и доказать, что телевизионная музыка может быть одновременно и массовой, и глубокой.
Алексей Анатольевич Шелыгин родился в Москве 28 октября 1960 года. Учился в Музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, где его педагогом по фортепиано была Роза Рюмина, обучавшая ранее Аллу Пугачёву. В 1984 году окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории, защитив диплом на тему «Выразительные средства рок-музыки» — смелый шаг для советского времени. Его наставником в композиции стал Эдисон Денисов.
Карьера Шелыгина началась с работы концертмейстером в Государственном училище циркового и эстрадного искусства и научным сотрудником в Институте истории искусств. В 1988 году он написал музыку к спектаклю «Круг» в Театре имени Маяковского, где также выходил на сцену в роли тапёра. Потом заведовал музыкальной частью этого театра, создав музыку к 14 спектаклям.
В 1990-е годы Шелыгин стал одним из архитекторов звучания нового российского телевидения. Он создавал музыку для культовых программ НТВ: «Куклы», «Театр плюс ТВ», авторские проекты Леонида Парфёнова, цикл «Новейшая история». Его работы этого периода не просто «музыкальные обои», а целостные звуковые миры, которые становились частью визуального повествования.
Кинодебют Шелыгина оказался триумфальным: в 1999 году он получил премию «Золотой Овен» за музыку к фильму «Небо в алмазах» Василия Пичула. Но настоящую народную любовь ему принесли саундтреки к сериалам «Бригада» и «Бой с тенью», за которые он получил премии «Рекордъ» за самые продаваемые саундтреки. Несмотря на ярлык «композитора про бандитов», Шелыгин всегда стремился к разнообразию: его музыка звучала в исторических драмах («Штрафбат»), лирических комедиях («Небо. Самолёт. Девушка»), психологических драмах («На Верхней Масловке»).
В 2010 году Алексей Анатольевич получил премию «Ника» за музыку к фильму «Петя по дороге в Царствие Небесное», подтвердив свою многогранность. Творческий принцип композитора — «писать о человеческих отношениях, основываясь на вечных законах гармонии» — оставался неизменным независимо от жанра.
Параллельно с работой в кино Шелыгин создавал академические произведения. Он автор опер «Путешествие Незнайки» и «Продавец игрушек», балетов («В поисках чудесного»), мюзиклов («Каштанка», «Вино из одуванчиков»), а также симфонических и камерных сочинений. Его музыкальное действо «Слово о полку Игореве» стало масштабным проектом, объединившим древнерусский эпос и современный музыкальный язык.
Шелыгин — лауреат множества наград, включая три премии «ТЭФИ», «Чайку», «Золотой Носорог» и дипломы международных фестивалей. Он член Союза композиторов России, Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов.
Его подход к творчеству сочетает академическую строгость и импровизационную свободу: «Самое сложное — охватить весь замысел целиком… Для меня очень важна импровизационность материала, чтобы он был податлив, чтобы он был гибок».
Поиск по сайту