
Он мог быть цирковым тапёром или армейским музыкантом, но стал голосом целой эпохи российского кино. Его музыку слышали миллионы, даже не зная его имени — его творчество сопровождало выступления ироничных кукол-политиков в программе «Куклы» и иллюстрировало эпичные баталии в «Штрафбате». Алексей Шелыгин — композитор, который сумел возвести саундтрек к сериалу в ранг высокого искусства и доказать, что телевизионная музыка может быть одновременно и массовой, и глубокой.
Алексей Анатольевич Шелыгин родился в Москве 28 октября 1960 года. Учился в Музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, где его педагогом по фортепиано была Роза Рюмина, обучавшая ранее Аллу Пугачёву. В 1984 году окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории, защитив диплом на тему «Выразительные средства рок-музыки» — смелый шаг для советского времени. Его наставником в композиции стал Эдисон Денисов.
Карьера Шелыгина началась с работы концертмейстером в Государственном училище циркового и эстрадного искусства и научным сотрудником в Институте истории искусств. В 1988 году он написал музыку к спектаклю «Круг» в Театре имени Маяковского, где также выходил на сцену в роли тапёра. Потом заведовал музыкальной частью этого театра, создав музыку к 14 спектаклям.
В 1990-е годы Шелыгин стал одним из архитекторов звучания нового российского телевидения. Он создавал музыку для культовых программ НТВ: «Куклы», «Театр плюс ТВ», авторские проекты Леонида Парфёнова, цикл «Новейшая история». Его работы этого периода не просто «музыкальные обои», а целостные звуковые миры, которые становились частью визуального повествования.
Кинодебют Шелыгина оказался триумфальным: в 1999 году он получил премию «Золотой Овен» за музыку к фильму «Небо в алмазах» Василия Пичула. Но настоящую народную любовь ему принесли саундтреки к сериалам «Бригада» и «Бой с тенью», за которые он получил премии «Рекордъ» за самые продаваемые саундтреки. Несмотря на ярлык «композитора про бандитов», Шелыгин всегда стремился к разнообразию: его музыка звучала в исторических драмах («Штрафбат»), лирических комедиях («Небо. Самолёт. Девушка»), психологических драмах («На Верхней Масловке»).
В 2010 году Алексей Анатольевич получил премию «Ника» за музыку к фильму «Петя по дороге в Царствие Небесное», подтвердив свою многогранность. Творческий принцип композитора — «писать о человеческих отношениях, основываясь на вечных законах гармонии» — оставался неизменным независимо от жанра.
Параллельно с работой в кино Шелыгин создавал академические произведения. Он автор опер «Путешествие Незнайки» и «Продавец игрушек», балетов («В поисках чудесного»), мюзиклов («Каштанка», «Вино из одуванчиков»), а также симфонических и камерных сочинений. Его музыкальное действо «Слово о полку Игореве» стало масштабным проектом, объединившим древнерусский эпос и современный музыкальный язык.
Шелыгин — лауреат множества наград, включая три премии «ТЭФИ», «Чайку», «Золотой Носорог» и дипломы международных фестивалей. Он член Союза композиторов России, Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов.
Его подход к творчеству сочетает академическую строгость и импровизационную свободу: «Самое сложное — охватить весь замысел целиком… Для меня очень важна импровизационность материала, чтобы он был податлив, чтобы он был гибок».