Пианист, дирижёр и композитор Александр Цфасман родился 14 декабря 1906 года в Александровске, ныне Запорожье. Мальчик из семьи простого парикмахера приобщается к музыке: играет на скрипке и фортепиано. Спасаясь от еврейских погромов во время Гражданской войны, Цфасманы переезжают в Нижний Новгород. Там Александр поступает на фортепианное отделение музыкального техникума. Позже музыкант продолжает обучение в Московской консерватории у профессора Феликса Михайловича Блуменфельда. В это время Александр «заболевает» джазом и обращается к сочинительству. Неожиданно танцевальные пьесы молодого автора становятся популярны. А в 1926 году Цфасман создаёт «АМА-джаз» — первый профессиональный джазовый коллектив в столице. Успех превосходит ожидания. Ансамбль играет в саду «Эрмитаж», в ресторане «Казино», гастролируют, записывает грампластинки и даже выступает по радио! Окончив консерваторию, Александр Цфасман становится первым в стране профессиональным джазменом с классическим музыкальным образованием. Но испытывая творческий кризис, артист меняет род занятий. Работает тапёром в кино и некоторое время занимает должность концертмейстера в Хореографическом училище Большого театра. Пианист знакомится с балетмейстером Игорем Моисеевым и пишет музыкальную сценку «Футболист» для Асафа Мессерера. Долгие годы «балетный хит» не выходит из репертуара великого танцовщика.
Несколько лет Александр Цфасман играет на эстрадах лучших ресторанов с октетом «Московские ребята». Однако позже пианист скажет: «Я решил оставить свой постоянный оркестр и работать только для грамзаписей, собирая для этих целей любой необходимый мне состав. Немалую роль в таком решении сыграло и то, что мне надоело зависеть от вокалистов, которые стали „центром“ в джазе. Возвращаться же в ресторан я уже не хотел».
Цфасман никому не подражает, вырабатывает узнаваемый стиль, сочетающий экспрессию, изящество и классические традиции. Музыкант вспоминал: «Когда у нас в стране народился джаз, не было ничего удивительного в том, что музыканты заимствовали зарубежный опыт, учились по пластинкам, списывали нота за нотой заграничные партитуры. Ведь мы шли буквально по целине! Я помню рецензию о нашем джазе в американском журнале „Variety“ в начале 30-х годов: „Если учесть, что русские учатся только по граммофонным пластинкам, то надо признать: они делают чудеса!“».
В военные годы Цфасман возглавляет джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Ансамбль эвакуируют, а позже отправляют на Центральный фронт. Концерты проходили в прифронтовой зоне, на лесных полянах, иногда выезжали на передовую — играли прямо в окопах, разбиваясь на небольшие группы.
Талант Александра Цфасмана вызывает восхищение прославленных музыкантов: Гольденвейзера, Нейгауза, Шостаковича. Вместе с Дмитрием Дмитриевичем пианист записывает музыку к нескольким кинофильмам. В трудные для джаза времена Цфасман «переключается» на симфоджаз и фортепианные произведения. Среди них два концерта для фортепиано, балетная сюита «Рот-фронт» и «Спортивная сюита». Александр Наумович пишет музыку и к театральным постановкам, сотрудничает с Сергеем Образцовым, Николаем Акимовым, Наталией Сац.
В последние годы Александр Цфасман живёт на даче, с упоением выращивает розы. Легендарного джазмена не стало 20 февраля 1971 года. О том, каким пианист был вне сцены, расскажет его сын, Роберт Цфасман: «Назвать наш дом открытым можно было с натяжкой. Собиралась пару раз в год компания преферансистов. Бывали в гостях Игорь Моисеев, Сергей Образцов и другие известные люди. Что же касается джаза, то отец гораздо чаще играл в свободное время Рахманинова».
Текст — Мария Белоусова