Има Сумак. Пятый элемент
Има Сумак была известна во всём мире, но никто так и не разгадал тайну происхождения её уникального голоса. Певица не знала нотной грамоты, не училась вокалу, но одной музыкальной фразой диапазоном в пять октав могла довести слушателей до слёз.
Бешеная популярность Имы Сумак пришлась на 50–60-е годы прошлого века, когда люди пытались научить вычислительную машину имитировать человеческий голос. Исследования проводились специалистами в США, где, как известно, и началось восхождение певицы на музыкальный Олимп высотою больше, чем её любимые Анды. Но банальное соревнование «физиков и лириков», если таковое и было, Сумак безоговорочно выиграла.
Искусственный интеллект не идёт ни в какое сравнение с феноменальной техникой её пения одновременно двумя голосами — мужским и женским. Совершенно невозможно себе представить, чтобы голос человека мог повторять ангельское пение птиц и издавать звериные рыки, подниматься с нижнего регистра в верхний без фальцета. Композитор Эрик Серра, работая с Люком Бессоном над фильмом «Пятый элемент», как-то рассказывал, что ему пришлось обрабатывать на компьютере голос албанской оперной певицы Инвы Мулы (лирическое сопрано), чтобы знаменитая ария Дивы Плавалагуны прозвучала так, как было задумано. Все, что было «вытянуто» в вокальной партии при помощи процессора, могло бы звучать вживую, если б за дело взялась Има Сумак.
К моменту выхода картины в 1997 году она все еще сохраняла неплохую профессиональную форму, выступала на фестивалях, хотя ей было уже 75! И, как в молодости, её, королеву этноджаза, продолжали приглашать на театральные подмостки. Сумак всегда отказывалась, так как была не командным игроком, а личностью демонической, в которой страсть, экзальтированность, порок, добродетель и глубинное одиночество, подпитанное собственной инаковостью, страстно воевали друг с другом.
Ни один компьютер не мог просчитать программу действий певицы. Има утверждала, будто написала 5 000 песен сама, но при этом совсем не любила говорить о том, что самые удачные произведения в её репертуаре создал её муж, знаменитый музыкант Мойзес Виванко, хотя автором хитовой композиции «Кондор пролетел» был Пол Саймон. Сумак часто рассказывала, как от её голоса лопались бокалы… Может, это и ложная память, но очень похожая на правду.
Текст: Ирина Столярова