Композитор нового немецкого замка
Именно так переводится его двойная фамилия, первая часть которой идет от еврейских предков, бежавших в XV веке в Италию из испанской Кастилии, а вторая была добавлена позже, уже на их новой родине. 3 апреля родился итало-американский композитор, пианист, педагог и музыкальный критик Марио Кастельнуово-Тедеско.
В славном тосканском городе Флоренции, овеянном именами Америго Веспуччи, Леонардо и Микеланджело, родились все герцоги Медичи, а также Данте, Боккаччо, Джоконда, Макиавелли, Челлини, Растрелли, Коллоди, Дзеффирелли, Дель Монако и многие другие знаменитые итальянцы, в их числе и Марио Кастельнуово-Тедеско. Его отец, преуспевающий банкир, получил от своих родителей не только профессию, но и вторую, «немецкую» фамилию, а первые уроки музыки мальчику давала мать, владевшая фортепиано. Затем он заканчивает Флорентийскую консерваторию имени Луиджи Керубини, тоже коренного флорентийца, в которой учились также певица Медея Мей, жена русского тенора Николая Фигнера, и композитор Луиджи Даллапиккола. Первые же сочинения Марио — оперы, балеты, сонаты, концерты, романсы — свидетельствуют о его приверженности классико-романтическим принципам, порой в них заметны импрессионистические черты, идущие от Дебюсси и Равеля. Вскоре его произведения замечают современники Казелла, Хейфец, Пятигорский, Тосканини, и включают их в своей репертуар, что приносит автору известность не только на родине, но и за ее пределами.
Большое значение для него имеет знакомство в 1932 году со знаменитым испанским гитаристом Сеговией, под влиянием которого он пишет много произведений для гитары — всего более 100 опусов, в том числе и первый в ХХ веке концерт для этого инструмента с симфоническим оркестром, входящий ныне в репертуар практически всех исполнителей на гитаре. Но продолжение его блестящей карьеры прерывает начало Второй мировой войны, и Тедеско, как и большинство музыкантов еврейского происхождения, вынужден покинуть Европу и эмигрировать за океан. В США начинается новый, заключительный этап его жизни, который продлится до самого ее конца. В 1946 году он принимает американское гражданство, а благодаря поддержке своих друзей, в частности, скрипача-виртуоза из России Яши Хейфеца, начинает работать в Голливуде. В 40-50 годы прошлого века им написана музыка почти к 200 фильмам, в которых снимались такие звёзды, как Лиз Тейлор, Рита Хейуорт, Ингрид Бергман, Энтони Квин, а в числе сценаристов и постановщиков значились режиссер Рене Клер и писательница Агата Кристи. Особое место среди этих лент занимают одна из серий про знаменитую собаку — колли «Храбрая Лесси» и экранизация новеллы Мериме «Кармен», где композитору пришлось конкурировать с самим Жоржем Бизе.
Кастельнуово-Тедеско обладал исключительной работоспособностью и сочинял чрезвычайно быстро. Число написанных им произведений насчитывает более 200 опусов, причем в большинстве это не маленькие отдельные пьески, а крупные многочастные циклы, такие как «24 прелюдии и фуги для двух гитар» во всех тональностях мажора и минора ‑ своего рода аналог баховского «Хорошо темперированного клавира», вокальный сборник «Платеро и я» для гитары и чтеца в семи частях или «Цыганские романсы» для хора и солистов на стихи Гарсиа Лорки. Его безотказностью часто пользовались продюсеры, используя в фильмах сделанные им аранжировки, но не всегда указывая в титрах имя их автора, что постепенно привело к отказу композитора работать в этой сфере. Зато он до последних дней преподавал в Лос-Анджелесской консерватории (ныне — Калифорнийский институт искусств), передавая свой опыт новым поколениям музыкантов, среди которых Манчини, Голдсмит, Превен и другие. Он умер весной 1968 года, в самый разгар студенческих волнений в мире, за несколько дней до убийства Мартина Лютера Кинга, и похоронен на Вествудском кладбище в Беверли Хиллз, где также покоятся Мэрилин Монро, Рей Брэдбери, Кирк Дуглас, Берт Ланкастер, Григорий Пятигорский и другие деятели мировой и американской культуры.
Текст — Анатолий Лысенков.