Если вы слушали эталонные записи оперной певицы Марии Каллас, то вряд ли придавали большое значению фигуре дирижёра. Однако ответственность у него огромная: добиться гармоничного звучания оркестра и оперных артистов. Так, в записях Каллас мы можем услышать работу итальянского маэстро Антонино Вотто.
Открытые источники скупы на подробные детали биографии артиста, но известно, что Антонино Вотто родился в Пьяченце в 1996 году, а образование получил в неаполитанской консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла (Conservatorio di Musica San Pietro a Majella). После студенческих лет устроился репетитором в миланском театре Ла Скала. Тогда, в 20-е годы прошлого столетия, главным дирижёром оперного дома был прославленный Артуро Тосканини. Он и взял молодого Вотто в свои ассистенты.
В 27-летнем возрасте Вотто доверяли проводить спектакли на сцене театра. Дебют в качестве дирижёра в Ла Скала состоялся в постановке оперы Пуччини «Манон Леско». Протеже Тосканини с радостью приветствовала публика не только Милана, но и других итальянских городов. Со временем Вотто завоевал славу одного из лучших дирижёров оперного театра и стал достойным продолжателем традиций своего учителя.
Во время Второй Мировой войны, когда Ла Скала был практически разрушен, Вотто преподавал в миланской консерватории имени Джузеппе Верди. Гастролей не было, зато у Вотто учились два талантливых студента, которые в будущем станут популярными дирижёрами и руководителями Ла Скала. Это Клаудио Аббадо и Риккардо Мути.
В 1946 году Ла Скала отреставрировали, а спустя два года Антонино Вотто стал постоянным дирижёром театра. Но музыкальным руководителем Вотто так и не станет. Его затмит Виктор де Сабата, который соперничал с Вотто не только на оперной сцене, но и в студиях звукозаписи. В записи пластинок Вотто посчастливилось сотрудничать с Марией Каллас. В основу их совместных работ легли спектакли, в которых певица участвовала на сцене Ла Скала.
Среди студийных записей особой популярностью пользуются работы 50-х годов: «Богема» Пуччини, «Бал-макарад» Верди и «Сомнамбула» Беллини. Впрочем, некоторые критики и музыковеды больше ценят живые записи творческого дуэта. К примеру, «Норма» Беллини и «Андре Шенье» Джордано.
Композитор, отдавший около сорока лет жизни служению Ла Скала, покинет театр в 1967 году, а в последние два десятилетия практически полностью отойдёт от концертной деятельности. Антонио Вотто умрёт в Милане в 1985 году в возрасте 88 лет.