Композитор-песенник из Рязанского края
Он создал, как Шуберт, более 600 песен, и хотя сегодня звучит лишь небольшая их часть, но зато это вечная классика отечественного песенного искусства.
Анатолий Новиков родился и вырос на рязанской земле, воспетой стихами его земляка и почти ровесника Есенина, который был старше всего на один год. Живописная природа своеобразного края — «страны березового ситца» по образному выражению поэта, самобытность здешних народных напевов и чудесные голоса их исполнителей стали основой творчества музыканта, сформировали его яркий композиторский дар. А простые и незатейливые условия провинциального быта, окружавшие с детства, во многом определили доступность и демократичность будущих музыкальных творений. Кстати, Рязанская земля дала также плеяду выдающихся певцов — солистов Большого театра, братьев Пироговых и основателя знаменитого армейского Краснознаменного ансамбля Александрова, чей коллектив, носящий его имя, стал одним из лучших исполнителей самых известных песенных хитов композитора — «Смуглянки» и «Эх, дороги».
Судьба Новикова — наглядный пример человека, достигшего благодаря своему таланту вершин общественного признания, ставшего народным артистом страны и депутатом высшего органа власти. Все это оказалось возможным в результате тех огромных преобразований, которые произошли в России в начале ХХ века. Ему, сыну простого кузнеца из небольшого городка Скопин, что в 100 километрах к югу от Рязани, удается окончить в Москве «Народную консерваторию», открытую на волне революционных событий 1905 года, в которой могли учиться за небольшую плату все желающие. А затем, уже после Октября 1917 года, Анатолий поступает в Московскую консерваторию, где занимается с такими известными педагогами, как Глиэр, Василенко, Катуар. И до, и после завершения образования юноша активно участвует в культурном строительстве — сначала у себя на малой родине, а потом и в столице, где работает в различных музыкальных коллективах, прежде всего хоровых, обучает певчих, создает соответствующий репертуар. Причем главное место среди них занимают военные и армейские ансамбли, как самодеятельные, так и профессиональные, ставшие особенно популярными после Гражданской войны. Именно они определили основные темы творчества Новикова — это патриотизм, защита родины, важнейшие исторические события в жизни страны и ее народа.
Первые же сочинения молодого композитора, появившиеся в 30 годы прошлого века, свидетельствуют именно об этом. Таковы его песни о Котовском, Буденном, Чапаеве и других легендарных военачальниках, а также произведения, посвященные партизанскому движению. Лучшие среди них — это «Отъезд партизан», входившая в репертуар Лемешева, и ее своеобразное продолжение, знаменитая «Смуглянка», обе на слова поэта Шведова. Последняя, к сожалению, была оценена далеко не сразу и долгое время оставалась невостребованной, но постепенно стала настолько популярной, что даже послужила основой целого фильма «В бой идут одни старики», где один из героев носит ее имя.
Новый подъем творчества Новикова происходит в годы Великой Отечественной войны, когда он создает множество ярких героико-патриотических песен, зовущих на борьбу с врагом. Итогом этого периода становится знаменитая «Эх, дороги» на стихи Льва Ошанина, которая как бы заново осмысливает и переживает тот тяжелейший путь, который прошел наш народ в страшной войне. Но уже тогда все настойчивее начинают звучать вокруг иные песенные голоса, свидетельствуя о приходе нового, мирного времени.
И этот переход отчетливо чувствует композитор, создавая еще один шедевр — Гимн демократической молодежи, тоже на слова Ошанина. Эта песня, написанная к Первому фестивалю молодежи и студентов, проходившему в Праге в 1947 году, стала настоящим призывом к борьбе за мир, счастье и светлое будущее всей планеты. Ее успех был поистине феноменальным, она в считанные дни облетела все страны и континенты, зазвучала на многих иностранных языках.
Новиков все чаще обращается к мирной тематике, пишет много лирических, игровых, веселых песен, посвященных созидательному труду и повседневным будням советских людей. Тогда же, в 50-60 годы он создает произведения для театра, к которым исподволь готовился еще в своих кантатах, ораториях и песенных циклах. Это его музыкальные комедии «Левша», «Королева красоты», « Василий Теркин» и другие.
В эти же годы он ведет огромную общественную работу в Союзе композиторов и Министерстве культуры, становится депутатом Верховного Совета, председателем Всероссийского хорового общества. Его произведения исполняют лучшие певцы страны — Эйзен, Отс, Архипова, Шульженко, Кобзон, Ротару и, конечно же, ансамбль Александрова. За плодотворную деятельность он удостоен двух Государственных премий, звания народного артиста СССР, нескольких почетных орденов и медалей. Композитор умер за месяц до 88-летия и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с коллегами по искусству, тоже написавшими немало замечательных песен — Свиридовым, Кабалевским, Блантером, Френкелем, Богословским и другими.
Текст — Анатолий Лысенков