23 октября 1921 года в Париже родилась Дениз Дюваль — оперная певица, муза композитора Франсиса Пуленка, ставшая звездой благодаря его вокальным сочинениям.
Певица появилась на свет в столице Франции, но, поскольку её отец был военным, в первые годы жизни сменила сразу несколько экзотических мест проживания. Семья успела побывать в Юго-Восточной Азии, Западной Африке, Китае, прежде чем окончательно осела в своей родной стране — но не в столице, а в маленьком Бордо. Никто не предполагал музыкальную карьеру для Дениз Дюваль, но именно в Бордо её голос случайно услышал директор консерватории. Дюваль стала студенткой, в этом же городе дебютировала в партии Лолы в «Сельской чести» Пьетро Масканьи в 1943 году.
А через пару лет, имея за плечами роли Чио-Чио-сан, Мими, Таис и несколько других, Дюваль отправляется в Париж в надежде устроиться в столичный оперный театр. Однако ей удаётся лишь заключить контракт с варьете «Фоли-Бержер», где вместо крупных оперных постановок ей достаются отдельные арии и камерная классика — исполнять репертуар приходится во фривольном виде. Приглашения в Парижскую оперу, где она блестяще исполнила партию Саломеи в «Иродиаде» Жюля Массне, Дюваль дождалась через год. Затем талант певицы разглядели и в Опера-Комик.
В 1947 году певицу ждало знакомство, определившее всё направление её дальнейшей жизни — с композитором Франсисом Пуленком, он искал подходящую исполнительницу на главную роль в своей сюрреалистичной опере «Груди Тирезия», и однажды посетил репетицию Дюваль. Певица, которая, ко всему прочему, была моделью для знаменитого Кристиана Диора, покорила Пуленка с первого взгляда. Именно такая исполнительница ему требовалась — яркая, с комедийным талантом и свободой самовыражения, способная воплотить необычный характер в сюрреалистичной постановке. Их встреча переросла в дружбу и долгое творческое партнёрство — Дюваль пела практически во всех вокальных сочинениях Пуленка, за исключением миланской постановки «Диалогов», где главную партию исполняла Вирджиния Дзеани. Две оперы Пуленк создал специально для певицы, называя её «моя Дюваль».
Однако мгновенного успеха для его музы опера «Груди Тирезия» не принесла — слишком неоднозначной была реакция публики на постановку по пьесе Гийома Аполлинера. Признание ждало ее спустя десять лет, и тоже в произведении Пуленка — опере «Диалоги кармелиток». Несколько лет между двумя постановками Дюваль блистала в театре Монте-Карло, выступала в Ла Скала и успешно гастролировала в США.
Подлинный триумф и композитору, и певице принесла постановка «Человеческий голос», где не было ни партнёров, ни сценического действия в его привычном понимании. Монооперу, в которой певица изобразила покинутую женщину, называют вершиной творчества и композитора, и певицы. Критики писали, что Дюваль получила роль всей своей жизни. Хотя изначально на подобную постановку Пуленка вдохновила Мария Калласс, осуществлением замысла он был обязан именно француженке, в чём признавался и сам: «Если бы я не встретил её, если бы она не вошла в мою жизнь, „Человеческий голос“ никогда не был бы написан». Роль её исполнительница долго разбирала вместе с композитором — незадолго до премьеры они оба пережили личную драму.
Дениз Дюваль появлялась на разных оперных сценах, выступала в театре «Колон», участвовала в мировой премьере оперы «Смерть Распутина» в Кёльне. Дружба с Пуленком сохранилась до самой его смерти в 1963 году. Уход композитора тяжёлым образом сказался на здоровье певицы. Не сумев преодолеть проблемы с голосом, в 1965 года она покинула сцену и посвятила себя преподаванию и режиссуре. Дениз Дюваль скончалась в 2016 году.