Фридриху Хегару удавалось на протяжении жизни творить в разных ипостасях. Он был первоклассным скрипачом, а еще дирижировал оркестром, хором, писал музыку и дружил с Брамсом.
О его жизни известно мало, а записей произведений днем с огнем не сыщешь. А жаль, ведь Хегар внес значительный вклад в развитие музыкального искусства, основав знаменитый оркестр Тонхалле и Цюрихскую консерваторию.
Он родился в музыкальной семье и, как и его младший брат, виолончелист Эмиль (будущая первая виолончель оркестра Гевантхауза), окончил Лейпцигскую консерваторию. Там учителями Фридриха были скрипач Фердинанд Давид и дирижер Юлиус Риц. Затем молодой музыкант решил строить карьеру дирижера — сперва в Польше, затем во Франции. А в 1863 году переехал в Цюрих, где возглавил коллектив, который мы сейчас знаем как Оркестр Тонхалле. Еще Хегар основал Цюрихский смешанный хор и руководил Швейцарским музыкальным фестивалем, успешно совмещая и административную и творческую работу.
В 1875 году наш герой оказался причастен и к основанию Цюрихской консерватории, где впоследствии преподавал аж до начала Первой мировой войны.
Проявил Хегар себя и как композитор, написавший ораторию «Манассия», скрипичный и виолончельный концерт, струнный квартет, а также вокальные и хоровые опусы.
Крепко дружил с Брамсом, который даже стал крестным отцом его сына, виолончелиста Иоганнеса Хегара. Хегар-старший часто играл музыку своего немецкого друга вместе с оркестром Тонхалле. Именно этот коллектив первым исполнил пятую часть «Немецкого реквиема», написанную Брамсом уже после, казалось бы, законченного опуса.
По случаю почетной отставки Хегару досталась рукопись Четвертой симфонии Брамса, которую он исполнял раньше вместе со своим оркестром. После смерти музыканта рукопись перешла на хранение в Центральную библиотеку Цюриха.
Текст — Наталия Сергеева