Музыка на ощупь
Пробуя музыку на ощупь и храня ее в своем сердце, пианист играл перед залом не только по памяти, но и вообще не видя клавиш… Это не сюжет одной из лучших книг Владимира Короленко «Слепой музыкант», это быль, которая всегда интереснее всякой истории. Спустя тридцать лет после выхода повести Короленко на свет появился почти что её герой. 14 октября 105 лет назад, родился пианист Леонид Михайлович Зюзин.
Начиналась его жизнь печально, если не сказать трагически. Слепой мальчик, рано потерявший отца, рос в школе-интернате во Владикавказе, где учили незрячих и глухонемых детей. В школе было пианино, и ребенок часто садился за инструмент, по слуху наигрывал любимые мелодии. Учитель музыки, тоже слепой, в прошлом — церковный регент — обратил внимание на Леню и занимался с ним.
Потом в Ростове-на-Дону был другой интернат, и другой учитель, уже хоровой дирижер, но всё та же любовь к музыке. Талантливый юноша живет только ею, оттачивая технику и расширяя репертуар. Его уверенные пальцы, уже выразительно выписывают на клавиатуре «Детский альбом» Чайковского, «Маленькие прелюдии» Баха. Впереди ростовское музыкальное училище и первая премия на конкурсе Азово-Черноморского края, и, наконец, Московская консерватория, которая навсегда сохранит память о незрячем пианисте на мраморной Доске почёта лучших выпускников. А он упорно занимается в классе у профессора Самуила Фейнберга, потом в аспирантуре Григория Гинзбурга. На трудном пути превращения в первоклассного музыканта его поддерживают соученики — Святослав Рихтер, Юрий Силантьев…
После войны солиста Московской филармонии Леонида Зюзина слушает Большой зал Московской консерватории. Звучит Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова… У неординарного пианиста большой репертуар — музыка Бетховена, Чайковского, Грига, Скрябина, Прокофьева, особенно он любит играть песни из вокальных циклов Шуберта в транскрипции Листа. Хранит в памяти сотни произведений, откликается на многочисленные приглашения, программа его концертов готова всегда. Современники в восторге от звука, техники, вкуса и темперамента музыканта, вслепую владеющего инструментом с мастерством виртуоза.
История слепого музыканта, до конца дней, служившего в Московской филармонии, завершилась в 1986 году. Десятки выступлений Леонида Михайловича сохранились на пластинках. Сквозь потрескивания времени слышно, как душа и руки слепого музыканта играют хорошо известные даже простому меломану: «Турецкий марш» Моцарта, «Сирень» Рахманинова, «У фонтана» Аренского, этюды и прелюдии Шопена…
Текст: Наталья Оганджанянц