«Наваррский король» французской виолончели
Искусство игры на виолончели в прошлом веке прославили такие величайшие исполнители, как россиянин Ростропович, испанец Казальс, англичанка Дю Пре и многие другие. Благодаря им она стала таким же важнейшим сольным инструментом на концертной эстраде, как скрипка и рояль. Многие авторы стали специально для нее создавать свои произведения, что раньше происходило далеко не так часто. Например, гениальный Моцарт не написал ни одного такта для солирующей виолончели, хотя у него целых 27 фортепианных и 5 скрипичных концертов, не говоря уже о множестве других сочинений для этих инструментов — сонат, вариаций.
ХХ век существенно обогатил виолончельный репертуар шедеврами таких знаменитых композиторов, как Прокофьев, Шостакович, Мясковский, Бриттен и многих других. Их творения теперь постоянно звучат в концертах наравне с работами великих классиков — Баха, Гайдна, Бетховена, Шумана и других. И все это произошло прежде всего из-за резкого взлета исполнительского мастерства десятков и сотен замечательных виолончелистов из многих стран, способствовавших значительному расширению слушательской аудитории и повышению интереса и внимания к этому инструменту не только со стороны публики, но и талантливой молодежи, которая стала гораздо чаще выбирать его в качестве предмета для приложения своих творческих сил. Видное место в этом ряду занимает и замечательный французский виолончелист Андре Николя Наварра.
Он родился на юго-западном побережье Франции, в небольшом приморском городке Биаррице, около самой границы с Испанией, по одну сторону которой — Бискайский залив и французская Гасконь, родина д’Артаньяна, по другую — Пиренеи и бывшее королевство, а ныне просто испанская провинция Наварра, откуда и фамилия музыканта. Правда, произносится она у него по-французски, с ударением на последний слог. В этом курортном местечке, знаменитом своими песчаными пляжами и теплым ласковым морем, любили отдыхать многие известные люди. Здесь бывали Чехов, Блок, Набоков, имела свою виллу последняя императрица Франции Евгения, а ее муж Наполеон III вел там переговоры с Бисмарком.
Родители Андре были музыкантами, его отец играл на контрабасе, что и предопределило жизненный выбор сына. Уже в 7 лет он осваивает виолончель, а в 9 поступает в консерваторию Тулузы, ближайшего к ним крупного города, и успешно заканчивает ее через 4 года, получив за свою игру первую премию. Еще быстрее, всего за 2 года, он оканчивает затем Парижскую консерваторию, и тоже с отличием. Так что в 15 лет Наварра завершает свое профессиональное образование и дальше совершенствуется самостоятельно, изучая технику скрипичной игры и перенося ее приемы на свой инструмент.
Постепенно молодой гасконец, подобно своему легендарному земляку, покоряет столицу Франции, где знакомится с ведущими музыкантами и композиторами Парижа — Тибо, Корто, Онеггером, дружит и консультируется с испанским виолончелистом Казальсом, играет в струнном квартете и фортепианном трио, наконец — в 20 лет -дебютирует с Парижским симфоническим оркестром Колонна исполнением виолончельного концерта Лало. О растущей известности Наварра свидетельствует победа на международном конкурсе в Вене, посвященном 125-летию Венского музыкального общества. Карьера музыканта стремительно идет в гору, он гастролирует по всей Европе, выступает с различными оркестрами и дирижерами, но все это прерывает Вторая мировая война.
Андре призывают в армию, где он служит в пехотных войсках до 1945 года, и только тогда, после 6-летнего перерыва, вновь возвращается к музыке. Вскоре он становится профессором своей парижской альма-матер, сменив в этой должности другого знаменитого французского виолончелиста — Пьера Фурнье. В это же время он начинает преподавать и в других учебных заведениях не только Франции, но и за ее пределами — в Италии, Англии, Австрии, а рядом со своим родным городом, в живописном местечке Сен-Жан-де-Люз, регулярно проводит мастер-классы для молодых музыкантов.
Он также много гастролирует по всему миру, в том числе и в СССР, активно записывается на пластинки. Среди его записей виолончельные концерты Шумана, Дворжака, Сен Санса, Элгара, камерные произведения Баха, Шуберта, Боккерини, Фальи и других композиторов. За свою успешную плодотворную деятельность Наварра удостаивается многих престижных премий и наград, в частности, национального ордена Почетного легиона. Ему посвящают свои произведения Жоливе, Томази и другие современные авторы. Он до конца жизни сохранял бодрость духа и прекрасную физическую форму, превосходно плавал, поскольку вырос на берегах Атлантики, и был к тому же отличным боксером. Скончался музыкант в итальянской Сиене, где преподавал до самых последних дней, а похоронен, где и родился — недалеко от родного Биаррица, в департаменте Ланды на юго-западе Франции.
Текст — Анатолий Лысенков