Американский гитарист с российскими корнями
Когда говорят об американских гитаристах, то сразу же приходят на память великие джазовые и рок-музыканты. Но есть среди них и исполнитель на классической гитаре — один из лучших в США. Это Дэвид Старобин.
Он, конечно, уступает по популярности таким великим американским корифеям электрогитарного джаз-рока, как Би Би Кинг, Джимми Хендрикс, Френк Заппа или Карлос Сантана. Однако в своей, классической области он является не менее значительным авторитетом и примером для подражания. Как и многие знаменитые музыканты Америки ХХ века– Гершвин, Копленд, Берлин, Бернстайн- он является потомком подданных Российской империи, бежавших за океан в поисках лучшей жизни для себя и своих детей. И для некоторых эта мечта, к счастью, осуществилась. О происхождении Старобина говорит уже сама его вполне «русская» фамилия, которую он не стал переделывать на американский лад, в отличие от большинства своих экс-земляков. Она связана с названием небольшого белорусского городка, расположенного в 150 километрах к югу от Минска, и означает вовсе не что-то «старое», как может вначале показаться на слух. Это производное от слов «сто раввинов» (рэбе), что говорит о наличии в этом местечке значительной доли еврейского населения. Таким образом память о своей бывшей родине потомки эмигрантов сохраняют и по сей день.
Дэвид родился в Нью-Йорке, где уже с 7 лет учился игре на гитаре. Его первый педагог пуэрториканец Мануэль Гайоль прививает мальчику любовь и интерес к гитарной музыке, Испании, в частности, к произведениям Сора, Регонди, Косты и других композиторов этой страны, которые позже станут основой его репертуара. Свое музыкальное образование юноша продолжает в консерватории Пибоди города Балтимор. Она старейшая в США и открыта всего на год позже Московской, в 1867 году. Среди ее выпускников — Филипп Гласс, Хиллари Хан, Джесси Норман, Тори Амос и другие знаменитые американские музыканты.
Уже во время учебы Старобин начинает активно концертировать, сотрудничает с различными исполнителями и коллективами. С пианистом и дирижером Рудольфом Серкиным играет на его музыкальном фестивале Мальборо и многих других, пробует себя в студийной работе и вскоре становится одним из ведущих классических гитаристов Америки. В середине 70-х он записывает на пластинку гитарный квинтет Боккерини с участием струнного квартета. Менуэт из этого произведения обрёл популярность и стал «визитной» карточкой композитора благодаря Дэвиду Старобину.
В 1981 году он создает собственный звукозаписывающий лейбл «Бридж рекордс», призванный продвигать и пропагандировать американских исполнителей как классического, так и современного репертуара. С этого момента поиск и продюсирование новых музыкальных сочинений и талантов становится для него не менее важным занятием, чем игра на инструменте. На призыв гитариста вскоре откликаются многие композиторы Америки и пишут специально для него новые произведения. Это Эллиот Картер, Джордж Крамб, Пол Рудерс, Марио Давидовский и другие. Всего им инициировано рождение более 300 новых гитарных опусов, большинство которых он исполнил и записал сам. Кроме того, он издает и музыку иностранных авторов — Родриго, Хенце, Дютийё, Такемицу. Более 30 работ его студии, существующей уже 40 лет, были номинированы на премию «Грэмми». Их также не раз признавали в США лучшими записями года. Творческие достижения Старобина отмечены массой престижных премий и наград.
Сейчас он является педагогом знаменитой Манхэттенской школе музыки, где долгое время возглавлял кафедру гитары. Там же преподают, кстати, такие звезды мирового искусства, как баритон Томас Хемпсон и скрипач Пинхас Цукерман. А расположено это учебное заведение рядом со знаменитым Бродвеем, центром американской театральной жизни, где царит другой Старобин — Майкл, младший брат Дэвида, известный композитор и аранжировщик, участвовавший в создании десятков мюзиклов, шоу и перфомансов в театре, на телевидении и в кино. Но это уже совсем иная, отдельная история.
Текст — Анатолий Лысенков