Альфред Корто. Гений, играющий сам по себе
Альфреда Корто называют выдающимся пианистом 20 века и великим интерпретатором музыки Шопена, Шумана и Листа. Но доведись ему участвовать в конкурсах, носящих имена этих композиторов, он, скорее всего, проиграл бы состязания. Жюри непременно наказало бы Корто за «случайные» ноты и невесть откуда взявшиеся, непрописанные в уртексте rubato.
Его отец был французом, а мать — швейцаркой. Две страны так и не смогли поделить пианиста между собой. Чаша весов склонилась в сторону Пятой республики, когда в Париже появился музыкальный пантеон исполнителя: почти десять тысяч произведений и аннотированных его рукой партитур из личной библиотеки были выкуплены и хранятся в «Médiathèque Musicale Mahler» (Музыкальной медиатеке Малера). Материалы находятся в свободном доступе. Но создатели коллекции поступили опрометчиво, забыв написать памятку — игру Корто нельзя сверять с нотным текстом, ведь увиденное не соответствует услышанному.
На протяжении всей карьеры он беззастенчиво грешил в темпах, ритмах, динамике и выходил на сцену в роли творца, которому безразлична воля композитора. Придуманный им термин «оркестровка для фортепиано» звучит весьма издевательски по отношению к Шопену, не сочинившему ни одной симфонии или оперы. В Корто явно заговорил дирижёр, прошедший серьёзную школу в театре Байройта и затем с блеском предъявивший парижской публике ранее нелюбимые ею шедевры Вагнера.
В первые десятилетия 20 века в музыкальных кругах столицы Франции не было более популярной личности, чем Корто. Он создаёт симфонические оркестры, преподаёт в столичной консерватории. Его сольные фортепианные концерты проходят с аншлагом, как и гастрольные туры в США и в Советском Союзе. Выступления в Москве и Ленинграде с роскошной программой из сочинений композиторов-романтиков раскололи профессионалов на два лагеря: один, во главе с Генрихом всецело поддержал новаторство музыканта, а другой, объединившийся вокруг академиста Александра Гольденвейзера, раскритиковал варварское отношение Корто к первоисточникам.
Во время Второй мировой войны пианист сотрудничает с профашистским правительством Петена. Когда французы обвинят его в предательстве, он заявит, что всегда считал себя… швейцарцем.
В битву за Корто, возможно, пора вмешаться третьей силе и поискать в его биографии русский след. Ведь еще до поступления в Парижскую консерваторию он познакомился с гениальным пианистом Артуром Рубинштейном и получил от него бесценный совет: «Бетховена не играют, его вновь сочиняют». Разве не под этим девизом жил и творил Альфред Корто?
Текст: Ирина Столярова