Преемник Баха в ХХ веке
Эрнст Генрих Франц Пеппинг продолжил старинные музыкальные традиции своей страны, идущие от Баха и его многочисленных предшественников, и стал крупнейшим автором духовной музыки Германии в ХХ веке.
Музыка Германии прошла, как и во многих других странах Европы, долгий многовековой путь развития от эпохи Возрождения до современности. Но при этом в ней, помимо чередования различных творческих стилей — барокко, классики, романтизма, экспрессионизма — всегда присутствовала еще одна, особая и непрерывная музыкальная линия — религиозная, основанная на реформаторских традициях лютеранской церкви и неразрывно связанная с жанром церковного протестантского хорала. Высшим ее проявлением в истории немецкого искусства стало творчество великого Баха. Но и после него она никуда не исчезла, а просто отошла несколько вглубь общественного сознания, переключив его внимание на более новые и актуальные художественные течения, периодически сменявшие друг друга. Эта внутренняя «глубинная» черта духовного мировоззрения сохранилась и до наших дней. Одним из ее ярких представителей в прошлом веке и стал Эрнст Пеппинг.
Работать ему пришлось в тяжелых условиях, когда у власти в стране был фашистский режим, к которому композитор относился достаточно нейтрально. Музыканту, погруженному в старинные религиозные песнопения и древние барочные формы музицирования, не приходилось сталкиваться напрямую с нацистской идеологией. Прожив почти всю жизнь в берлинском районе Шпандау, — западной окраине немецкой столицы — он создавал там свои духовные и другие сочинения, внешне как бы полностью отрешенные от окружающей действительности. Но и в них, порой, находили отражение какие-то отзвуки происходящих в мире событий. Так же и он сам не избежал их влияния, став для руководства III рейха своего рода примером и образцом «чисто арийского» искусства, направленного, правда, в далекое прошлое. Как бы то ни было, после разгрома нацизма ему, в отличие от ряда коллег по цеху — Караяна, Фуртвенглера и Рихарда Штрауса, не говоря уже о многих других, — удалось избежать какого-либо политического преследования и сравнительно быстро вернуться к обычной нормальной жизни, продолжив работу в избранном направлении.
Начинал Пеппинг, как и большинство его сверстников, с традиционных произведений академической музыки, преимущественно инструментальных — сюит, серенад и прочих, за одно из которые даже удостоился престижной премии Мендельсона. Но вскоре уроженец Дуйсбурга и выпускник знаменитой Берлинской «Хохшуле фюр музик» обращается к старинным формам эпохи барокко — полифонии, органу, протестантскому хоралу, и быстро становится признанным авторитетом в этой области. В 1934 году его приглашают преподавать в Протестантской музыкальной школе «Йоханнес-Штифт» в западном округе Берлина Шпандау, известном своим Олимпийским стадионом и тюрьмой, где сидели позже нацистские главари. Здесь же, поблизости, композитор и провел всю оставшуюся часть жизни, включая и годы войны, во время которой правительство Гитлера даже освободило его от воинской обязанности за особые заслуги перед страной.
Помимо духовных сочинений для хора — месс, мотетов, ораторий и произведений для органа — прелюдий, фуг и хоралов, ставших значительным вкладом в немецкую сакральную музыку, Пеппинг писал также светские произведения — концерты, сонаты, песни. Ему принадлежат еще три симфонии и ряд научных трудов по контрапункту, кантус-фирмусу и другим музыковедческим дисциплинам.
За творческие достижения он получил звание почетного доктора многих университетов и академий Германии, а также стал профессором своей альма-матер- Берлинской Высшей школы музыки, в которой преподавал вплоть до выхода на пенсию. Композитор скончался на 80-м году жизни и похоронен на кладбище Фридхоф, расположенном рядом со стадионом, где проходили XI Летние Олимпийские игры. Кстати, там же покоятся и некоторые их участники, а еще певец Фишер-Дискау, актер Пол Вегенер и другие видные деятели немецкой культуры.
Текст: Анатолий Лысенков