Музыкальные фрески Валерия Кикты
В произведениях Валерия Кикты вне зависимости от жанра просматривается хоровое прошлое автора. Воспитанник легендарного училища, ныне носящего имя его основателя Александра Васильевича Свешникова, в десять лет оказался с мальчуковым коллективом на гастролях в Киеве. С тех пор история Древней Руси занимает ум и сердце композитора.
В столицу Украинской ССР Государственный хор под руководством Свешникова поехал на концерт в начале 50-х годов, прихватив тогда с собой и хор мальчиков. Сойдя с поезда, дирижёр вместе с ребятами отправился прямиком в Киево-Печерскую Лавру и сам лично провёл экскурсию по храму, подробно рассказав о фресках и запечатленных на них сюжетах. Увиденное настолько потрясло Валеру, что навсегда закрепилось в его цепкой памяти. Для паренька из украинского посёлка Владимировка, расположенном в границах Донецкой области, тогда открылся абсолютно новый мир.
В начале 70-х годов во время очередной поездки в Киев Кикте показали фреску с изображением Княгини Ольги. Шедевр находился в хранилище Софии Киевской и не выставлялся на всеобщее обозрение. Валерий Григорьевич под сильным эмоциональным впечатлением практически на одном дыхании написал ораторию «Княгиня Ольга». Вскоре он создаёт своё самое знаменитое сочинение — концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Святой Софии Киевской». В эпической партитуре хора нет, но есть девять частей с говорящими названиями: «Орнамент 1», «Зверь нападает на всадника», «Орнамент 2», «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Михайловский придел», «Борьба ряженых», «Музыкант», «Скоморохи», «Орнамент 3». Галерея музыкальных образов вобрала в себя духовное и народное начала, что вместе и называется жизнью.
Кикта рассказывает нам о нас самих в неожиданных проекциях, он избавляет своей музыкой от каждодневного налёта обыденности подобно мастеру-реставратору, снимающему чуждые слои с древних икон. Тема духовного очищения прослеживается и в других сочинениях композитора: хоровых концертах «Хвала мастеру» и «Хоровая живопись», «Литургии Иоанна Златоуста», «Пасхальных распевах Древней Руси». Слушать, равно как и исполнять их одно удовольствие — партии для певцов прописаны со знаем дела. Учителями Кикты были величайшие мастера — Александр Юрлов в училище вел дискантов, а Владимир Минин — альтов. Когда партии были разучены, приезжал Александр Васильевич Свешников и соединял хор воедино. Валерий Кикта перепел в детстве и юности огромное количество шедевров русской и зарубежной классики. Позже он объяснял, что «пока всё это сам внутри не проживёшь, настоящую хоровую партитуру не напишешь».
Честные и чистые по эмоциональному и мелодическому языку сочинения Кикты в разные годы исполняли великие музыканты, такие как Геннадий Рождественский, Рудольф Баршай, Гидон Кремер и, конечно же, Владимир Федосеев. Именно он с Большим симфоническим оркестром почти через полвека с момента написания «Фресок Святой Софии Киевской» представил произведение в первозданной свежести на концерте ко Дню славянской письменности и культуры в Сергиевом Посаде. Тогда небольшой подмосковный город на несколько часов превратился в божественный рай на земле…
Текст: Ирина Столярова