Как войти в историю
В историю, как известно, можно легко влипнуть, но трудно войти. Что нужно сделать, чтобы помнили ни месяц, ни год… Чтобы не забыли, спустя столетья?
Герострат поджёг храм Артемиды, Гагарин первым полетел в космос, а один малоизвестный композитор сочинил простенький лендлер на три четверти и отправил его великому Людвигу ван Бетховену. Тот взял его «в разработку» и в результате появилось монументальное творение для фортепиано — 33 вариации на тему вальса Диабелли.
Антон Диабелли был крупнейшим австрийским издателем. Владел обширным архивом Шуберта и в течение нескольких десятилетий публиковал его произведения. Играл на гитаре и фортепиано, преподавал. Благодаря занятиям с Михаэлем Гайдном и богословскому образованию (в молодости собирался стать священником) сочинил множество духовных песнопений и месс. Его сборником пьес для начинающих гитаристов пользуются до сих пор. Его фортепианные сонатины для четырех рук очаровательны. В них столько свежести, бодрости, драйва! Но в историю он вошел со своим вальсом, который Бетховен назвал «schusterfleck», то есть «творение сапожника», ширпотреб.
В начале 1819 года Диабелли отправил его полусотне композиторов: Черни, Шуберту, молодому Листу, сыну Моцарта Вольфгангу Амадею-младшему с предложением написать по одной вариации с последующей публикацией. В результате он издал два тома: в одном — коллективное творение, а во втором Вариационный цикл Бетховена. Вначале венский классик отверг предложение Диабелли, но потом решил на основе «пустячка» построить головокружительную конструкцию. Самую длинную из всего написанного им для рояля: 40 страниц текста, почти час звучания. Необычайно трудную — до сих пор Вариации на тему Диабелли в концертах играют лишь единицы, а в 19-м веке никто не отважился исполнять их публично.
Бетховена не стало через несколько лет, после того, как он закончил этот цикл. А Диабелли прожил долгую жизнь. Он умер в 1858 году в возрасте 77 лет. Весьма состоятельный, всеми любимый и уважаемый, вхожий в высшие круги венского общества. Он понимал, что благодаря своему незатейливому вальсу вошел в историю. Но вряд ли мог предположить, что у нее будет продолжение.
Несколько лет назад знаменитый пианист Рудольф Бухбиндер заказал по одной «Диабелли-вариации» современным композиторам — от мэтров Щедрина и Пендерецкого до молодых и пока еще никому не известных. Не исключено, что пройдут десятилетия и появится еще один ремейк этого коллективного проекта.
Диабелли for ever!
Текст: Ольга Сирота