Он — единственный представитель Австралии среди ведущих мастеров современного дирижирования, хотя жил там только в детстве, а родился в Америке и работал почти всю жизнь в Европе. 17 ноября исполняется 95 лет со дня рождения замечательного австралийского дирижера Алана Чарльза Маклорина Маккерраса.
Среди его предков — видный английский музыкант, кантор синагоги в Лондоне Айзек (Исаак) Натан, на религиозную музыку которого написал стихи лорд Байрон. Эти песнопения, известные как «Еврейские мелодии», получили огромную популярность в Европе, в частности к ним обращались Шуман, Мендельсон, Балакирев, Мусоргский и другие композиторы XIX века. Однако их автор из-за банкротства вынужден был покинуть родину и искать счастья в заморской колонии, как и многие его современники и соотечественники. Там, на Зеленом континенте, он сполна раскрыл свой незаурядный талант композитора и стал одним из основателей профессиональной музыки Австралии — создал в Сиднее музыкальную академию и хоровое общество, сочинил и поставил первую национальную оперу, записал нотами песни австралийских аборигенов и т. д.
Одним из его потомков и стал спустя несколько поколений Чарльз Маккеррас, который родился в американском городе Скенектади, промышленном центре в 230 км от Нью-Йорка, где работал инженером его отец. Через 2 года после рождения сына семья возвращается на родину, где раскрывается тяга ребенка к музыке, унаследованная вероятно от его пра-пра-прадеда. После учебы в средней школе мальчик успешно заканчивает Сиднейскую консерваторию как пианист, композитор и гобоист, играет на гобое в симфоническом оркестре Сиднея, которым руководит знаменитый английский дирижер Малкольм Сарджент. Вдохновленный его искусством, 22-летний юноша отправляется в Лондон совершенствоваться в этой профессии, повторив с точностью до наоборот маршрут своего знаменитого предка. Там, в столице Англии начинается его блестящая дирижерская карьера, которая продлится 6 десятилетий. Дополнительным стимулом к ней становится стажировка в Праге у ученика великого Артура Никиша — известного чешского маэстро Вацлава Талиха. Под его руководством австралиец не только осваивает тайны дирижирования, но и становится страстным поклонником творчества композиторов Чехии, даже изучает язык этой страны.
Вернувшись в Англию, Маккеррас с головой окунается в местную музыкальную жизнь: дирижирует в театре «Сэдлерс Уэллс» — нынешней Английской национальной опере, сотрудничает с другими театральными труппами, в том числе и с Ковент-Гарден; руководит различными оркестровыми коллективами — Лондонским филармоническим, оркестром Би-Би-Си, Шотландским камерным; участвует в крупнейших фестивалях — Глайндборнском и Эдинбургском; делает необычные аранжировки известных сочинений, например «Музыки фейерверков» Генделя; ставит многочисленные классические оперы — Моцарта, Глюка, Верди и почти неизвестные публике оперные произведения чешских композиторов Сметаны, Дворжака, Яначека. Его слава постепенно растет и вскоре выходит за пределы Великобритании. Дирижер с успехом выступает на сценах Вены и Парижа, Венеции и Нью-Йорка. Ему рукоплещут во многих странах мира, в том числе и в СССРв (1990 году. Слушателей привлекает его внешне простая, неброская, но очень тщательная и тонкая манера управления оркестрантами и певцами, когда каждая деталь, каждая нота звучат убедительно и четко, а всё произведение воспринимается как стройное и идеально звучащее целое.
Не забывает Маккеррас и свою историческую родину — впервые знакомит австралийцев с «Ариадной на Наксосе» Рихарда Штрауса, открывает в присутствии Елизаветы II великолепный Сиднейский оперный театр — одну из главных достопримечательностей страны. Репертуар маэстро включает все симфонии Бетховена и Брамса, оперетты Салливана и Иоганна Штрауса, произведения современных ему композиторов — Бриттена, Шостаковича, Пуленка, Мартину. Многие из них он записывает на пластинки и видеодиски. По мнению критиков, Маккеррас исполнил за свою карьеру больше опер, чем любой из его английских коллег, за что удостоен самых престижных наград, включая «Грэмми» и Орден Британской Империи. Ему также присвоены королевой Англии звание рыцаря с добавлением к имени приставки «сэр» и первая в истории Золотая медаль Королевского филармонического общества.
Маккеррас скончался в Лондоне на 85-м году жизни. Вскоре после панихиды, прошедшей в Лондонском соборе Святого Павла, журнал «BBC Music Magazine» составил список 20 лучших современных дирижеров, выбранных из ста претендентов, куда вошел и маэстро сэр Чарльз.
Текст — Анатолий Лысенков.